:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
>>> Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
Повідомлення
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ:
>>> КОРИСНІ РЕСУРСИ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
>>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб
ФАЙЛИ
Контакт

Библиотека и молодежь
Бібліотекарі усіх країн - єднайтесь!
5Books: Все про книжки
Сельская библиотека БЛОГ Борисовской црб Минская обл. Республика Беларусь
>> Библио.net
>>Блог відділу мистецтв Тернопільської ОБД
>>Методична служба публічних бібліотек Києва
>>Могилянська Бібліотекарка
>>Записки рядового библиотекаря
>>Моя профессия - библиотекарь
>>Библиотекарша
>>Библиолента
>>Библиотека без барьеров
>>Неофіційний вісник ОУНБ
>>Электронный читальный зал
>>Я - бібліотекар
>>Дневники злой библиотечной девы
>>Инновации в библиотеке
>>Методист библиотеки
>>Мышь Библиотечная
>>Библиотеки. Региональные центры чтения
>>Бібліотечно-інформаційний центр «Слово»
>>Bibliomistok
>>Libr.Net
>>Бібтех
>>Пан бібліотекар
>>Блог библиотекаря
>>Библиотекарь Тимофеева
>>День за днём ...
>>Библиотечный калейдоскоп
>>Блог бібліотекаря Галини Симоненко
====================================
>>> Ресурси холдінга

Дискуссионный клуб "Библиофан"
  Мои научные новости
  Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Открой для себя новую жизнь

  Мой дом

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

Планировать поможет мониторинг
СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
Написав Карташов Н.С   

Планировать поможет мониторинг

     Эффективное развитие системы библиотек сейчас невозможно без территориального планирования, сочетающего ведомственно-отраслевые и региональные интересы. Однако территориальное планирование вовсе не означает обезличенный, недифференцированный подход к библиотекаря разных типов и ведомств. Оно основывается на разделении функций, на взаимодействии различных типов библиотек в обслуживании читателей, формировании и использовании фондов и т. д.
     Учет региональных интересов — это, прежде всего, учет конечной цели — удовлетворения читательских потребностей всех групп населения данной территории. Задача формирования библиотечных ресурсов (БР) состоит не столько в механическом наращивании их объемов, сколько в комплексном решении проблем, ликвидации существующих различий в уровне обслуживания отдельных групп населения. Необходима целевая (а не узковедомственная) направленность формирования и использования БР, внедрения новых информационных технологий и т. д. Комплексный подход создает реальную основу для оптимизации структуры, развития межведомственных связей библиотек по основным направлениям БР и повышения уровня обслуживания населения региона. Следовательно, и содержание региональных планов сводится прежде всего к обоснованию и разработке таких межведомственных задач общерегионального значения, которые не поддаются решению в рамках отдельных библиотек и ведомственно-отраслевых сетей.
     В целом региональное планирование носит индикативный характер. Индикативный план (ИП) имеет две стороны. С одной — он является ориентирующей информацией для разработки программ или отдельных показателей, используемых в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии развития территориальных библиотечных систем (ТБС). С другой — обязательно опирается на приоритеты, как определяемые государственной и региональной политикой, так и иные, выявляемые уже в процессе планирования. Таким образом, индикативное планирование выступает как механизм координации интересов и деятельности различных библиотек.
     В отличие от директивного, обязательного к исполнению, индикативный план — желательный, нацеливающий документ. По существу, это план-прогноз, сбалансированный по всем видам ресурсов — информационных, материально-технических, трудовых, финансовых и др. Он помогает ТБС соизмерить свои будущие действия (планы) с предполагаемым (прогнозируемым) наличием ресурсов. Важно подчеркнуть, что в процессе разработки ИП формируется комплекс важнейших показателей-индикаторов, характеризующих динамику, структуру и эффективность ТБС, уровень и качество обслуживания, межбиблиотечные связи и т. д.
     Разработка региональных планов начинается с анализа состояния библиотек в регионе в сопоставлении с положением в других регионах и стране в целом. Существенные различия ТБС определяют и специфику стоящих перед ними задач, средства и методы их решения. Отсюда — необходимость региональных библиотековедческих исследований (мониторинга, диагностики), которые дадут обобщенное представление о состоянии ТБС регионов — своего рода "паспорта", позволяющие судить об основных их проблемах и диспропорциях развития.
     Под мониторингом региональных ситуаций и проблем следует понимать специально организованную и постоянно действующую систему сбора и анализа статистической информации, проведение дополнительных информационно-аналитических обследований, социологических опросов населения, диагностики состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем. В процессе мониторингового исследования необходимо получить представление обо всех характерных чертах библиотечной деятельности, о протекающих в ней процессах, о внешних связях, эффективности ее функционирования, о необходимости осуществления организационных изменений и т. д. Такое исследование предполагает использование количественных показателей и качественных характеристик, а также оценку организационного уровня библиотечной деятельности путем сопоставления полученных параметров и характеристик со средним или нормативным уровнем.
     В условиях исключительно большого разнообразия региональных библиотечных ситуаций и проблем в Российской Федерации мониторинг имеет огромное познавательное и научное значение. Однако главная его задача — сугубо практическая. Она состоит в создании надежной и объективной основы для выработки региональной политики развития ТБС и определения ее приоритетов для принятия мер выборочной государственной поддержки тех или иных библиотечных систем.
     Практические задачи мониторинга — выявление факторов, вызывающих угрозу для развития ТБС в настоящее время и в перспективе, а также обязательное обеспечение доступности накопленной и проанализированной информации для органов управления, библиотек и населения.
     Выбор решения определяется конкретными социально-экономическими условиями, присущими той или иной территории. От знания этих условий, правильного их учета в значительной мере зависят конечные результаты. Таким образом, сложность мониторинга в том, что нужно отслеживать не только те изменения, которые отражаются в статистических показателях, но и те, что происходят в конкретной обстановке. То есть нужно учитывать объективные и субъективные оценки, количественные и качественные данные. Это позволит получить максимально точную информацию.
     Цель мониторинга, подчеркнем еще раз, не просто в собирании и накапливании информации, а в использовании ее для анализа и затем для воздействия на развитие ТБС в будущем. Существующая система информационного обеспечения управленческой деятельности, как правило, только фиксирует постфактум то или иное состояние библиотечных процессов, чего явно недостаточно в условиях быстротекущих изменений. Управление библиотечным делом эффективно лишь тогда, когда оно опирается на всю совокупность действующих факторов в течение длительного периода. Этим требованиям отвечают только мониторинговые исследования. Однако сложность в том, что на всех уровнях управления сейчас финансируется только текущая деятельность библиотек и совсем не выделяются средства на их развитие, а следовательно, и на проведение мониторинга. Отсюда — узость функций управления, малый опыт и недостаточное владение необходимыми методами со стороны управленческого персонала.
     Ведущий принцип регионального мониторинга — целенаправленность. Он предполагает "настройку" всей системы наблюдения и анализа на решение конкретных управленческих задач, что предохранит от информационной избыточности (сбора и обработки информации "на всякий случай"), создаст предпосылки для организации эффективной системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений.
     Важен и принцип комплексности, который требует соблюдения ряда условий. Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития библиотечного дела в регионе должен осуществляться в их взаимосвязи. Во-вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности задач по каждому из направлений, начиная от наблюдения за ходом того или иного процесса и кончая разработкой рекомендаций, направленных на улучшение положения дел в конкретной области.
     Среди других принципов необходимо отметить непрерывность наблюдения, периодическое снятие информации о происходящих изменениях и сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени.
     При организации регионального библиотечного мониторинга необходимо выбрать наиболее важные его направления, по данным о которых органы управления могли бы принимать научно обоснованные решения. Можно выделить подсистемы управления качеством обслуживания населения, формированием и использованием ресурсного потенциала, межрегиональными и внутрирегиональными связями и отношениями, инновационной деятельностью и др.
     Информационный фонд регионального мониторинга должен представлять собой систематизированные данные о ситуации, складывающейся на территории за много лет, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические базы. Очевидно, что для повышения практической значимости и действенности результатов систематических наблюдений следует оценивать не только те процессы, которые уже произошли и изменить ход которых органы управления не могут, но и будущие, реально ожидаемые в перспективе.
     Учитывая, что в библиотечной сфере существуют не только региональные различия, прогнозы необходимо проводить на всех уровнях территориальной организации. Это позволит органам управления избежать "взаимопогашения" итоговых показателей, а также выявить реальные противоречия в организации дела в городе и на селе и наметить системы мер по их своевременному выявлению и разрешению.
     В настоящее время обобщение информации ведется в масштабе области (края, республики), что не позволяет использовать столь укрупненную информацию для управления библиотечными процессами в городах и сельских районах.
     Развитие библиотечного мониторинга связано с решением целого ряда проблем, многие из которых носят междисциплинарный характер. Вот, скажем, усиление научного фундамента мониторинга на федеральном и региональном уровнях. Развитие науки в этой сфере существенно отстает от потребностей практики. Даже общепринятый аппарат мониторинга до сих пор не разработан. Существенные пробелы есть и в методическом обеспечении разработки и эффективного функционирования систем библиотечного мониторинга. Здесь следует сделать упор на составлении конкретных рекомендаций по его организации, выработке наиболее важных показателей, методов сбора первичной информации, вариантов анализа результатов и др.
     Региональный библиотечный мониторинг должен осуществляться на соответствующей правовой основе. Речь может идти, например, о специальном положении, принятом на уровне Федерального центра (или субъекта Федерации). В нем будут регламентированы правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления и библиотеками, уполномоченными на его ведение. Финансирование разработки и поддержание в работоспособном состоянии системы библиотечного мониторинга в регионе должны обеспечивать как органы управления за счет бюджетных средств, так и организации, имеющие библиотеки (т. е. за счет негосударственных структур).
     Необходимо узаконить проведение мониторингов, подготовить методические материалы для их обеспечения во всероссийском и региональном масштабах. Требуются единая система статистических показателей и методологические пояснения к отдельным показателям. Следует определить репрезентативную выборку библиотек и регионов, разработать и утвердить организационно-технологическую схему ведения мониторинга с обозначением основных исполнителей и координаторов этой работы. Нужно установить порядок сбора, обработки и передачи статистической информации, ее анализа и обобщения на федеральном, региональном и ведомственно-отраслевом уровнях, провести серии семинаров и деловых игр руководителей и ведущих специалистов центральных библиотек, органов управления по основным аспектам проблемы.
     Региональный библиотечный мониторинг — это пока относительно новая функция для соответствующих органов территориального управления. В перспективе он получит дополнительный импульс развития в связи с переносом центра тяжести управления на места, повышением темпов и изменением характера библиотечных процессов и явлений, а также системы государственной статистики. Научную базу регионального мониторинга предстоит укрепить посредством организации специальных исследований функционирования ТБС в условиях жестких ресурсных и технологических ограничений, общей нестабильности в государстве и в регионах страны.
    
     Карташов Н.С, профессор Государственного университета культуры и искусств г. Москва
     // Библиотека.-2003ю-№10.-С. 39-41.

< Попередня   Наступна >
>>> Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | Повідомлення | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ: | >>> КОРИСНІ РЕСУРСИ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | >>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!

Новый сервис

   http://mysciencehighlights.org/ Мои научные новости -- уникальная возможность получать абстракты из полторы сотни англоязычных журналов по всем академ темам на имейл или посредством новостной ленты! Вам всего лишь необходимо зарегистрироваться,  указать тему,  ключевые слова,  и сведения о новых публикациях с высокой степенью ревалентности вам обеспечены! Информация о  ресурсе тут

ЗНАЙОМТЕСЬ:
Популярні
Інтернет-ресурси
Зараз на сайті:
Гостей - 358
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::
bigmir)net TOP 100