:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ:
>>> КОРИСНІ РЕСУРСИ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
>>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб
ФАЙЛИ
Контакт
Виртуальный секретарь "Мои научные новости"
Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Мой дом
"Бібліофан" Дискусійний клуб
"Бібліотекарі усіх країн - об'єднуйтесь!
Who's Online
Зараз на сайті:
Гостей - 113
Популярні

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

Презентація сайтів бібліотек
Омелянська публічно-шкільна бібілотека. Рівненський р-н. Рівненська обл.

На сайті  http://omelana.zz.mu/ Інформаційний портрет села; Історія села; Бібліотека і дозвілля; Бібліофест; Відомі люди; Нові книги; Презентації; Фотогалерея; Шкільний світ

Що нового у бібліотеках країни:

Якщо Ви хочете дізнатися про щоденну роботу бібліотеки - Вам сюди!

Инновационная политика: цели, этапы, методы
Современная библиотека
Написав Качанова Е.Ю   

Инновационная политика: цели, этапы, методы

          В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Инновации — необходимый элемент развития: без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.
     Управлять развитием библиотечного дела — значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, развивать общественные коммуникации и фандрайзинг, проводить самостоятельные исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности. Одной из задач библиотечной инноватики как самостоятельного направления библиотековедения является выявление специфики и разработка механизмов стратегического управления, позволяющего, с учетом долгосрочной перспективы, обеспечивать эффективное развитие библиотек. Важнейшим вопросом инновационной политики является разработка процедуры (особого порядка) предложения и использования новых идей. Этот порядок должен поддерживать и целенаправленно стимулировать активность участников инновационной деятельности, способствовать фиксации новых предложений в "банках идей", позволять отбирать перспективные идеи и применять их на практике. Необходимо установить, на какие инновационные идеи существует реальный спрос, а на какие — потенциальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь и какие результаты позитивно отразятся на развитии библиотеки в ближайшем будущем.
     Из возможного перечня идей выбирают главные, ориентируясь на те, которые позволяют "ярче" проявить миссию библиотеки, усилить ее позиции на рынке и укрепить имидж. Определяя приоритеты, необходимо подчинить поставленной цели возможные варианты изменений, сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее значимом объекте, преобразование которого даст наибольший эффект и стимул развиваться дальше. При этом важно учитывать не только экономические, но и социальные факторы, чтобы осуществлять изменения в максимально приемлемой форме как для пользователей, так и для сотрудников.
     Потребность в инновациях определяется путем изучения сильных и слабых сторон деятельности библиотеки, противоречий и результатов ее работы, анализа влияния внешних факторов. Из теории социального управления известно, что любая организация испытывает сильное влияние внешней среды, поэтому необходимо не просто отслеживать и учитывать ее изменения, но стремиться их предвидеть и предвосхищать. Столь же важно уметь распознать в них как позитивные шансы, так и угрозы для деятельности организации.
     В библиотечном деле осуществлять это достаточно сложно, поскольку в зависимости от позиции руководства, потенциала персонала и множества других факторов одинаковые внешние изменения расцениваются одними как угрозы библиотечному развитию, а другими — как новые возможности для успешной деятельности. Поэтому при анализе факторов внешней среды перед библиотечными менеджерами и всем персоналом встают определенные   взаимосвязанные задачи, от решения которых зависит жизнеспособность библиотеки. В их числе:
     •   выявление внешних изменений, объективно способствующих развитию инновационной деятельности библиотеки;
     •   определение возможностей превращения потенциальных угроз в потенциальные шансы позитивного развития;
     •   поиск вариантов изменений, приемлемых для конкретной ситуации.
     Основной результат анализа инновационной ситуации — определение целей библиотечной деятельности. Они позволяют наметить стратегию и разработать тактику изменений.
    
     Как правильно поставить цель
     Инновации — это реализованные идеи изменений, а идеи изменений отражаются в целях. При выборе цели библиотечному менеджеру важно понимать процедуру ее постановки и конкретизации. Далеко не все социально значимые рубежи, намеченные в прошлые годы, были достигнуты. Одна из причин — ошибки в самой постановке задач.
     Вот пример. Коллектив юношеской библиотеки сформулировал свою цель так: содействие воспитанию гармоничной личности подростка. И, разумеется, разработал подробный план мероприятий. В намеченные сроки для подростков проводились диспуты по проблемам экологии, литературные вечера, посвященные творчеству местных писателей, библиотечные уроки обучения навыкам информационного самообслуживания, викторины по музыкальной культуре и многое другое. В отчете были потом зафиксированы новые библиотечные услуги (мероприятия), адресованные подростковой категории читателей. Но можно ли утверждать, что юные читатели — участники этой программы — стали гармонично развитыми личностями? Безусловно, нет. Выполнялась ли библиотекой определенная работа в этом направлении? Безусловно, да.
     Все дело в том, что неточно была поставлена цель, не конкретизированы пути ее достижения. Из формулировки не ясно, что именно библиотекари вкладывали в понятие "гармоничная личность подростка", к какому конечному, или хотя бы промежуточному, конкретному результату стремились и как собирались его проверять. Формулировка цели в данном случае отражает не итог, а процесс осуществления библиотекой просветительской деятельности, что в корне неправильно.
     Цель будет достигнута лишь тогда, когда она четко определена менеджерами, закреплена в организационных документах и осмыслена каждым.
    
     КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗАДАЧУ
     Конкретизация цели заключается в подробном определении деталей, характеризующих желаемую перспективу. Цель разбивается на более частные "подцели" (стратегические задачи) на нескольких уровнях: таким образом получается "дерево целей". Технология этого процесса подробно рассмотрена как в зарубежной, так и в отечественной литературе по применению стратегического планирования в библиотеках.
     Приведем пример конкретизации. Библиотека сформулировала цель: "Достижение комфортности и высокого качества обслуживания пользователей". Попытаемся переформулировать ее в соответствии с существующими правилами постановки целей. Новая формулировка — "Комфортная библиотека для читателей и сотрудников". Теперь определим детали, характеризующие желаемую перспективу, ответив для этого на вопрос: что библиотечные менеджеры понимают под "комфортной библиотекой"? Ответ строится с учетом оценки ресурсов библиотеки.
     Рассмотрим первый уровень возможных подцелей:
     - удобное для работы (пользователей, сотрудников) помещение (светлые, уютные, рационально спроектированные и расположенные читательские и функциональные зоны, оборудованные в соответствии с современными тенденциями организации библиотечного пространства);
     -   соответствующая спросу и ситуации на рынке организация библиотечного обслуживания (ассортимент услуг/продукции, условия их предоставления);
     -   максимальная доступность информации и документов во времени и пространстве;
     -   автоматизация библиотечно-библиографических процессов, позволяющая устранить рутинные операции и рационально расходовать рабочее время;
     -   наличие   квалифицированного персонала в отделах обслуживания.
     Для каждой подцели второго уровня, в свою очередь, также определяются детали (подцели третьего уровня) и так далее (четвертый и пятый уровни), то есть конкретизация производится до тех пор, пока желаемая перспектива не станет ясна до мелочей. В конечном счете конкретизация деталей должна дойти до определения тактических "шагов" — идей новшеств: конкретных приемов, технологических решений и пр.
     Для рассмотренного выше примера в соответствии с обозначенными подцелями может быть инициирована разработка различных видов инноваций:
     технологических:
     - приемов регулирования читательских потоков и диспетчеризации (перенаправления) запросов, межбиблиотечного взаимодействия (корпоративных проектов и др.);
     - приемов модернизации библиотечного оборудования и создания зон функциональной разгрузки (для библиотекарей и для читателей);
     - применения архитектурных и дизайнерских средств информационного ориентирования в читательских зонах библиотеки и т. д.;
     продуктных:
     - новых видов услуг/продукции и библиотечного сервиса (предварительный заказ документов; их электронная доставка; базы данных по определенной тематике, путеводители по информационным ресурсам и пр.);
     организационных и социальных:  
     - методов обучения сотрудников работе в автоматизированном режиме, приемам повышения качества и культуры обслуживания и т. п.
     Идеи новшеств не формулируются на "пустом месте", а являются результатом анализа предложений различных категорий участников инновационной деятельности. Для библиотек в качестве потенциальных инициаторов идей предлагается рассматривать:
     -   пользователей;
     -   представителей профессионального сообщества (сотрудников различных типов библиотек,   преподавателей  учебных заведений, научных работников отрасли, представителей библиотечных фондов и ассоциаций, зарубежных библиотекарей и библиотековедов);
     -   партнеров (издателей, социальных работников, сотрудников учреждений культуры, искусства и образовательных структур, социологов, психологов, культурологов, специалистов по информатике, журналистов, представителей органов власти и муниципального управления, спонсоров, попечителей и меценатов);
     -   сотрудников библиотеки.
     Работа с этими категориями строится на основе системы общественных коммуникаций и предполагает разработку специальных средств информирования и обратной связи. Система общественных коммуникаций позволяет своевременно сообщать заинтересованным лицам о задачах, возможностях и проблемах библиотеки и привлекать необходимые ресурсы.


< Попередня   Наступна >
Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ: | >>> КОРИСНІ РЕСУРСИ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | >>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!
Вісті з УБА
Новини — Українська бібліотечна асоціація
 
ЗНАЙОМТЕСЬ:
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::

bigmir)net TOP 100