:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
Повідомлення
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
ФАЙЛИ
Контакт
ЗНАЙОМТЕСЬ:
>>> Ресурси холдінга

Дискуссионный клуб "Библиофан"
  Мои научные новости
  Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Открой для себя новую жизнь

  Мой дом

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

Читающий человек — непреходящая ценность. Нац. подходы к развитию чтения в Англии

Читающий человек — непреходящая ценность. (Национальные подходы к развитию чтения в Англии: традиции и современность)

     
     В сегодняшнем мире, когда научно-технический прогресс неумолимо несет человечество вперед, информация и знания становятся основой экономики, интеллектуальное развитие и культура личности приобретают стратегическое значение, понятие грамотного человека постоянно расширяется, включая в себя все новые составляющие. По-прежнему главным связующим звеном между человеком и знаниями остается чтение, которое становится, по выражению английских специалистов, ключом к веку информации.
     Проблема книги и чтения и особенно детской книги и чтения детей и юношества приравнивается к проблеме национальной безопасности государства. Социологами и психологами доказано, что именно чтение формирует социально ориентированную, духовно зрелую, образованную личность, поэтому для того, чтобы достичь мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве государству нужны читающие и думающие люди.
     Чтение и «человек читающий» — образованный и культурный — все больше осознается англичанами как национальная ценность. И одной из идей, которая сегодня особенно поддерживается британским правительством, является идея о том, что читающая нация создается из читающих детей, и забота о них — это забота о будущем своей страны, сохранении и развитии ее культуры в новом глобальном поликультурном мире. На Всемирном экономическом форуме в Давосе (2000 г.), где обсуждались перспективы развития стран — мировых лидеров в контексте идеи глобализации, премьер-министр Великобритании Т. Блэр отметил, что в экономике, где доминирует информация и знания, «образование есть ключ ко всему и на всю жизнь», а не только в период обучения в школе и университете.
     Поэтому в своем докладе он счел необходимым изменить систему образования и развития потенциала людей, а так же организовать эту политику в национальном масштабе как согласованную и целенаправленную систему мер по решению проблем в области чтения и функциональной грамотности. По мнению премьер-министра Великобритании, чтение является базовой учебной компетенцией, позволяющей человеку создать свой внутренний мир, непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры. (1) Анализируя выступление Т. Блэра, возникает желание процитировать знаменитого английского деятеля XVII столетия, философа Дж. Локка, чьи воззрения о роли книги и чтения в формировании характера и мировоззрения подростка сохранили свою актуальность в контексте рассматриваемой проблемы.
     Дж. Локк, чья педагогическая деятельность, как правило, ассоциируется с идеями воспитания «джентльмена», считал: «Чтение служит совершенствованию разума. Совершенствование разума нужно для двух целей: во-первых, для расширения наших собственных знаний, во-вторых, для того, чтобы мы могли передавать эти знания и делать их понятными для окружающих. Чтение — верный путь к усовершенствованию своего разума и расширению своих знаний». (2)
     В XX—XXI вв., как и в XVII столетии, в Великобритании идет активный поиск путей и методов обучения.
     В 1995 г. было проведено исследование, которое показало, что уровень литературной грамотности взрослого населения Великобритании ниже, чем в любой другой европейской стране. Для решения проблемы в 1996 г. в Великобритании была провозглашена Национальная стратегия грамотности. Это был годовой национальный проект, включающий 250 школ и сотни учителей, которые должны были апробировать учебный план. Зарплата учителя была повышена до высокого среднего уровня промышленности. В школу пришли мужчины — учителя и консультанты. В ходе проекта в школах был введен «Час чтения», для учителей был разработан учебный план (Framework for Teachers). Эксперимент обошелся в 2 млн фунтов стерлингов.
     Начиная с 90-х гг. XX в., чтение в Англии рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого человека, как условие его развития, а также условие развития нации в целом.
     -----------------
     1. Блэр, Т. Новая экономика требует новой системы образования [Текст] / Т. Блэр // Независимая газета. —2000. — №19 (2081). — С. 12.
     2. Локк, Дж. Сочинения [Текст] : В 3 т. Т. 2. / Дж. Локк. — М. : Мысль, 1985. — С. 224.
    
     В конце 1990-х гг. правительство Великобритании инициировало компанию под названием «Национальный год чтения» (National Year of Reading). Целью этой компании стало повышение стандартов грамотности
     и уровня читательской культуры в стране в соответствии с Национальной стратегией грамотности и политикой непрерывного образования (Life Long Learning Policy). В 1997 г. был создан консультационный совет для разработки национального года чтения. На создание программы действий, реализацию наиболее интересных проектов, маркетинговую и PR-компании, общее управление проектом был выделен бюджет в размере 4 млн фунтов стерлингов сроком на три года, с тем чтобы впоследствии продолжать поддерживать новые интересные идеи и проекты, возникшие в ходе Национального года чтения. Стоит отметить, что эта национальная компания предполагала осуществление не какого-то одного проекта по всей стране, а наоборот, поощряла разработку и реализацию различных региональных инициатив под эгидой Национального года чтения.
     Для реализации своей цели — позиционирование чтения как модного времяпрепровождения — правительство Англии привлекает к участию телевидение и радио, известных людей, писателей, поэтов и иллюстраторов, спортивные организации, крупные коммерческие компании. Брошены все силы на пропаганду чтения и грамотности.
     Результаты проекта:
     В течение последних десяти лет значительно увеличился охват молодежи обучением, повысилась успеваемость.
     В 1999 г. 78% молодежи в возрасте 16—18 лет обучалось в образовательных учреждениях различного типа {в 1985 г — 56%), а 34% поступили в высшие учебные заведения (в 1985 г. — 14%).
     В данной работе на примере Великобритании удалось проследить систему мероприятий по формированию читающей нации и многовековую преемственность этого пути.
     На наш взгляд, сегодня британский опыт интересен и привлекателен для России не только потому, что многие технологии работы с читателем и книгой универсальны, и их можно использовать в условия работы отечественной школы, но и потому, что Россию и Великобританию объединяют общие задачи и проблемы.
     1. Во-первых, главы обоих государств объявили образование национальным приоритетом. Так президент России Владимир Путин заявил, что серьезного внимания заслуживают общие задачи «восьмерки» в сфере образования. В постиндустриальном информационном обществе оно становится необходимым фактором жизненного успеха и значимым ресурсом экономического развития.
     Образование — один из важнейших факторов роста общественного самосознания, нравственных ценностей и укрепления демократии, утверждает президент. Российский лидер считает, что сегодня человеку нужно уже не просто обладать определенной суммой знаний и навыков, необходимо быть готовым постоянно пополнять их, адаптировать к новым требованиям.
    
     Президент России подчеркивает, что «массовая неграмотность — это питательная среда для идеологов межцивилизационного раскола, пропаганды ксенофобии, национального и религиозного экстремизма. В конечном счете — для международной террористической деятельности».(4)
     2. В школах той и другой стран идут реформы, направленные на повышение качества и доступности образования, на воспитание человека, отвечающего запросам общества XXI в. — инициативного, творческого, мобильного.
     3. Кроме того, в Англии, пусть в меньшей степени, чем в России, представлены разные этнические и социальные группы населения и существуют различия в уровне развития тех или иных районов страны.
     Наряду со схожими моментами существует ряд различий. Одним из самых актуальных вопросов, требующих незамедлительного решения, является неравенство возможностей в получении качественного образования. Сегодня уровень подготовки российского ученика зависит от самых разных факторов: от места его проживания (дотационный или богатый регион, городская или сельская местность), от социального статуса его родителей, наконец, от врожденных способностей или недостатков. Расслоение общества сопровождается распределением детей по элитным и массовым школам, по классам коррекции и классам с углубленным изучением отдельных предметов.
     Грамотность в настоящее время является уже не столько целью, сколько средством получения образования, которое влияет на качество жизни отдельного человека и всего общества, поэтому она входит в 12 показателей, характеризующих, по мнению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), здоровую нацию, а ООН рассматривает грамотность взрослого населения наряду с коэффициентом продолжительности жизни в качестве индекса развития человеческого рода.
     Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя — «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Личность читающего ребенка является ценностью мировой культуры. Кардинально меняющийся юный читатель — это новая реальность и новый «вызов» тем, кто хочет участвовать в его обучении и развитии.
     В современном обществе необходимо поддержать и укрепить статус книги, показать, что при всем многообразии средств массовой информации книга была, есть и будет основным средством получения информации, обучения, воспитания личности.
     ------------------------
     (4)  Известия. — 2006. — 1 марта.

     Синянская А. В. Читающий человек — непреходящая ценность. (Национальные подходы к развитию чтения в Англии: традиции и современность) [Текст] / А. В. Синянская // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? : Сб. ст. и учеб.-метод, матер. / редкол.: Т. Г. Браже, С. М. Бородин, В. А. Бородина и др. — СПб., 2006. — С. 85—91.

< Попередня   Наступна >
Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | Повідомлення | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!

 

http://mysciencehighlights.org/ Мои научные новости -- уникальная возможность получать абстракты из полторы сотни англоязычных журналов по всем академ темам на имейл или посредством новостной ленты! Вам всего лишь необходимо зарегистрироваться,  указать тему,  ключевые слова,  и сведения о новых публикациях с высокой степенью ревалентности вам обеспечены! Информация о  ресурсе тут

Новинки книгоринку
Зараз на сайті:
Гостей - 229
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::
bigmir)net TOP 100