:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
Повідомлення
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
ФАЙЛИ
Контакт
ЗНАЙОМТЕСЬ:

>>> Ресурси холдінга

Дискуссионный клуб "Библиофан"
  Мои научные новости
  Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Открой для себя новую жизнь

  Мой дом

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

Программы развития читателя в Великобритании

Программы развития читателя в Великобритании

     Наиболее заметные и интересные проекты по развитию читателя в Великобритании. Национальный год чтения (National Year of Reading)
     В 1998 г. было объявлено, что следующий — 1999 г. — станет Национальным годом чтения. Проведение Национального года чтения стало частью усилии правительства по повышению уровня грамотности в стране и формированию нации всеобщей грамотности. Одним из положений разработанной национальной стратегии грамотности было создание условий для возможности образования на протяжении всей жизни человека.
     С момента начала проекта на рекламу, маркетинг, привлечение коммерческих спонсоров и управление проектом было ассигновано 4 млн фунтов сроком на три года. Реализация проекта была поручена Национальному тресту грамотности. Трест прежде всего наладил партнерство ведущих организаций в области образования, искусства, бизнеса с библиотечным сообществом и волонтерским движением. Принцип проведения Национального года чтения заключался не в централизации всех мероприятий, а в том, чтобы обеспечить поддержку советами и ресурсами различных участвующих в нем структур. Благодаря большой рекламной кампании на телевидении и радио, распространению партнерами трех миллионов рекламных брошюр, была подготовлена почва для проведения Национального года чтения.
     Национальный год чтения продолжался с сентября 1998 до августа 1999 года. Национальный трест грамотности предложил его участникам 12 тем, определяющих содержание работы, — по теме на каждый месяц. Вот их список:
     •   Сентябрь. «Сила историй» — устные рассказы и истории в литературе;
     •   Октябрь. «Поэзия» — знакомство с поэтическим наследием и современной поэзией Великобритании в книгах и на сцене;
     •   Ноябрь. «Книги для малышей и дошкольников» — роль книги в раннем развитии ребенка до того, как он сам научится читать;
     •   Декабрь. «Тексты пьес» — драматургия от Шекспира до современных авторов как занимательное чтение;
     •   Январь. «Фильмы» — экранизированные книги и фильмы, послужившие основой для литературных произведений;
     •   Февраль. «Информационные технологии» — использование интернет-технологий для развития и исследования чтения;
     •   Март. «Книги о спорте» — привлечение внимания спортивных болельщиков к огромному разнообразию книг и др. материалов о спорте;
     •   Апрель. «Слова песен» — тема для любителей музыки о лирической поэзии и текстах песен;
     •   Май. «Свободный доступ для всех» — проведение увлекательных книжных мероприятий для всех читателей, но особенно для читателей с нарушениями зрения и др. категорий, требующих особого внимания, с тем чтобы помочь им стать полноправными участниками праздника чтения;
     •   Июнь. «Книги о путешествиях» — продвижение литературы о путешествиях и туристических справочников перед началом сезона отпусков;
     •   Июль. «Газеты и журналы» — привлечение внимание к чтению прессы;
     • Август. «Будущее» — будущее чтения, а также фэнтези и научная фантастика.
    
     В период Национального года чтения кроме поддержки разнообразных больших и малых проектов, которые планировали провести различные организации, было выделено 800 тыс. фунтов на финансирование 86 библиотечных проектов. 100 тыс. фунтов было ассигновано региональным советам по искусству. К этой сумме региональные советы добавили столько же своих средств на финансирование мероприятий, рекламных акций и др. деятельности во всех регионах Англии. Мероприятия включали организацию встреч с писателями в школах, небольшие книжные фестивали, выпуск различных изданий, напр., «Гид по интернету для любителей книг» (The Book Lover's Guide to the Internet).
     Главным результатом Национального года чтения стало то, что широкий круг разных организаций — общественных и частных — получил импульс и поддержку для применения новых методов работы по привлечению новых читателей и созданию позитивного образа чтения. Средства массовой информации активно рекламировали кампанию: за год было опубликовано свыше 700 статей, транслировано 200 передач по радио и телевидению.
     Национальный год чтения стал мощным стимулятором программы развития читателя на этапе ее становления. Он дал возможность многим отдельным лицам и организациям апробировать новые методики, на что в ином случае у них не хватило бы времени и денег. Возникли сотни дедовых союзов, больших и малых, которые продолжают сотрудничество и в настоящее время.
     Национальный год чтения не закончился по истечении двенадцати месяцев. Он перешел в Национальную кампанию чтения (The National Reading Campaign), продолжившую некоторые из начинаний 1998—1999 гг. и поддерживающую сложившиеся партнерские отношения. Главная задача этой кампании — привлечь к чтению тех, кто не очень любит книгу.
     Режим доступа: www.literасуtrust.org.uk
    
     «Стартуем с книгой» (Bookstart)
     Программа «Стартуем с книгой» направлена на то, чтобы обеспечить набором книжек всех британских малышей. Родители получают книги бесплатно вместе с руководством по их чтению ребенку. Цель программы заключается в том, чтобы помочь им начать читать и обсуждать книги со своими малышами в самом важном для обучения возрасте — от рождения до 5 лет, воспитывая таким образом у ребенка любовь к книгам на всю его последующую жизнь.
     Программа «Стартуем с книгой» охватывает 90% семей, где имеются маленькие дети. Она началась в 1992 г. в Бирмингеме, втором по величине городе Великобритании. В 1992—1997 гг. пилотные проекты были реализованы в 60 городах страны. В 1998 г. сеть супермаркетов «Сейнсбериз». (Sainsbury's) выступила спонсором программы «Стартуем с книгой» и выделила на нее 6 млн фунтов, что позволило придать программе общенациональный характер и достичь того, чтобы каждый младенец, родившийся в Великобритании, получал в подарок книги.
     Программа объединила множество партнеров: это библиотеки, медицинские учреждения, местные органы образования, специальные организации, работающие с наименее социально активными гражданами. Она стала эффективной возможностью дойти до исключенных из общественной жизни граждан и их детей.
     В программе участвуют 4 тыс. библиотек, 12 тыс. патронажных работников, государственные органы, в том числе Министерство культуры, массовых коммуникаций и спорта, Министерство образования и профессионального обучения, Агентство по освоению навыков грамотности (The Basic Skills Agency).
     «Стартуем с книгой» финансируется из государственного бюджета через программу «Уверенный старт» (Sure Start Unit). В 2005 г. программа была расширена, теперь каждый ребенок от года до трех лет получает три набора книг с рекомендациями для родителей: в 7 месяцев во время обязательного посещения родителями патронажного работника малыши получают первый книжный набор; в 18 месяцев они получают набор «Стартуем с книгой + »; в 3 года они получают «Сундучок сокровищ» — набор книг и рекомендаций для родителей.
     Кроме того, библиотеки и др. партнерские организации проводят встречи с юными читателями, на которых читаются книги, включенные в программу, встречи с писателями и др. мероприятия, что позволяет расширять рамки программы и вовлекать в нее новые семьи.
     Залогом успеха программы является участие в ней коммерческих партнеров. В 2006 г. двадцать пять издательств оказали ей поддержку, предоставив бесплатно или почти бесплатно миллион книг.
     Оценка программы, проведенная Университетом Рохамптона (The University of Roehampton), показала следующее: процент родителей, читающих своим детям, увеличился с 78% до 91%; процент родителей, посещающих местную библиотеку хотя бы один раз в месяц, увеличился с 64% до 85%; процент родителей, ответивших, что их дети записаны в библиотеку, увеличился с 5% до 31% .
     Режим доступа: www.bookstart.co.uk
    
     Деятельность читательских групп для взрослых «Развитие»
     Проект «Развитие» (Branching Out) был инициирован в 1998 г. Обществом директоров библиотек для того, чтобы помочь англоязычным библиотекарям в работе по пропаганде современной литературы и развитию чтения. Общество директоров библиотек поручило компании «Открывая книгу» осуществить проект в 33 библиотечных системах в течение трех лет. Финансирование осуществлялось за счет гранта Совета по искусству, составившего 300 тыс. фунтов. Партнерами выступили организации, представлявшие разные области книжного сообщества. Среди них — Национальная библиотека для слепых (благотворительная организация, стремящаяся обеспечить читателям с нарушениями зрения полноценный доступ к литературе), поставщик для библиотек «Книги для студентов» и Университет Центральной Англии, который должен был проводить оценку проекта и тренинги.
     Замысел организаторов заключался в том, чтобы дать возможность читателям найти то, что они хотят, повысить их уверенность в своей читательской компетентности, обеспечить им свободу выбора и возможность общения с др. читателями. Это должно было привлечь библиотеки к участию в программе развития читателя на ее начальной стадии. «Развитие» предлагает услуги по поддержке сайтов и новые идеи для сотрудников библиотек всех уровней — от рядового библиотекаря до руководителя, участвующих в программе. Ее существенной частью должен был стать сайт, который позволяет устанавливать профессиональные контакты, содержит материалы для тренингов, ссылки на др. сайты, проекты, должностные инструкции и результаты исследований. В режиме он-лайн предлагается проведение тренинга библиотекарей по работе с читателями.
     По мере своего воплощения проект «Развитие» привлек внимание и поддержку издателей и владельцев книжных магазинов. Удалось получить финансирование проекта на 2006 г., что позволило распространить его результаты на остальные части Англии, а затем на Шотландию и Уэльс.
     Режим доступа: www.branching-out.net
    
     Дни читателей (Readers Days)
     В 1999 г. библиотеки Бредфорда впервые собрали 150 чел. на «День читателя», который стал одной из моделей подобных мероприятий, быстро сделавших библиотеки лидерами процесса расширения книжного рынка.
     Суть их состоит в организации встреч читателей с писателями и друг с другом.
     Основой для формирования аудитории стали читательские группы и отдельные читатели-энтузиасты. Мероприятие продолжается три дня и включает встречи с тремя писателями, которые говорят не о своем творчестве, а о том, что они читают. В эти дни проходят семинары по творчеству этих авторов с участием редакторов и дизайнеров книг, а также специальные семинары, такие как «Комната 101» — «Книги, которые ты ненавидишь». Самое главное в этих мероприятиях — знакомство читателей с новыми книгами и авторами.
     Первый День читателя был настолько успешным, что Совет по искусству профинансировал в 2000—2002 гг. проведение подобных мероприятий еще в десяти городах Йоркшира, выделив на это грант в 35 тыс. фунтов. Вскоре к проекту присоединились др. партнеры, в основном издатели. Они увидели, что 150 читателей, с энтузиазмом обсуждающих книги, — это лучшая реклама их продукции. В свою очередь издатели начали сами приглашать авторов, предоставляя для этих мероприятий сотни книг, и рассказывали о своей работе. Некоторые известные издатели вспоминают свой первый День читателя как день, когда они увидели новую перспективу для своей работы и отчетливо осознали, что библиотечную программу развития читателя можно использовать в своих интересах, а потому ее стоит поддерживать. В результате этого сотрудничества Дни читателя стали намного ярче и привлекательнее.
     После первого такого Дня в Йоркшире были проведены сотни подобных мероприятий по всей Англии, а недавно праздник вышел за ее пределы, его начали отмечать во всем мире, даже в далекой Австралии. Он стал новой моделью работы для библиотек, Консультативного центра по вопросам образования, издателей, авторов. Но самое главное — он имеет огромное значение для самих читателей. <...>
    
     Дети и молодежь «Чтение — основа основ» (Reading is Fundamental)
     Программа «Чтение — основа основ» стартовала в 1996 г. Национальным трестом грамотности. Ее цель — пробудить интерес к чтению у детей и молодежи, способствовать тем самым их самореализации, выработать привычку обсуждать книги в семьях, у которых нет интереса к этому.
     Программа «Чтение — основа основ» предоставляет средства другим организациям или должностным лицам на приобретение книг; ее участники осуществляют свою деятельность на всей территории Великобритании, сотрудничая со школами, тюрьмами, центрами для беженцев, футбольными клубами и группами родителей; вовлекают в сферу своей деятельности граждан, находящихся на социальной периферии. Большая часть программы осуществляется волонтерами. Средства, выделяемые волонтерам, идут на проведение тренингов, приобретение развивающих игр и различных предметов, необходимых каждому ребенку, на информацию, обеспечение участия детей в различных мероприятиях, таких как встречи с писателями. Каждый ребенок, охваченный программой, может бесплатно получить любые книги по своему выбору.
     За десять лет своего существования программа «Чтение — основа основ» распространила 630 тыс. книг среди 210 тыс. детей. В настоящее время в ее рамках поддерживается 300 проектов, в которых участвуют 20 500 детей. Опросы, проводимые для оценки программы, показали, что большая часть ее участников считает, что программа помогает им больше узнать о книгах, улучшить отношение к чтению и увеличивает количество детей, читающих и пользующихся библиотеками.
     Режим доступа: www.literacytrust.org.uk
    
     «Книги» (ВООХ)
     Проект «Книги» реализуется через библиотеки. Его цель — научить подростков от 13 до 18 лет получать удовольствие от чтения, опираясь при этом на их интересы и увлечения. Для этого библиотекам предоставляются соответствующие ресурсы, главное внимание обращается на любимые детьми литературные жанры.
     Основные методы, выработанные участниками проекта совместно с библиотеками, включают: создание серий рекламных материалов для привлечения подростков к чтению и расширения их читательского кругозора; создание интерактивного сайта для подростков; составление списков книг, интересных для подростков; три ежегодных бесплатных выпуска журнала ВООХ для подростков; создание базы данных о деятельности, полезных идеях и мероприятиях для библиотек; помощь детским и юношеским библиотекам в разработке и создании рекламных материалов, таких как плакаты и баннеры, которые можно использовать для украшения библиотеки или для наружной рекламы.
     В 2006 г. в рамках проекта «Книги» прошли две рекламные кампании. Первая их них — «Манга-Мания» (Manga Mania) — была направлена на продвижение книг издательства «Манга» (Manga Books), для чего использовался интерактивный веб-сайт, плакаты и DVD. Кампания «Другие миры» (Out of This World) имела целью привлечение подростков, читающих с большой неохотой, к чтению научной фантастики и фэнтези с помощью фильмов и телевизионных передач, комиксов и аудиокниг.
     Режим доступа: www. readingagency.org. uk
    
     «Ч&П» (BBC RaW)
     Цель проекта Би-би-си «Ч&П» — «Читай и пиши» (Read and Write) — состоит в том, чтобы помочь двенадцати миллионам взрослых людей, испытывающих трудности с чтением и письмом в повседневной жизни, улучшить навыки грамотности и обрести уверенность в себе. Срок действия программы — с конца 2005 до 2007 года.
     Хотя основная цель проекта — повышение уровня грамотности, участники его активно применяют технологии программы развития читателя, будучи уверены в том, что чтение ради удовольствия — один из лучших способов радикально улучшить навыки чтения и письма. Би-би-си использует для реализации проекта все средства массовой информации: телевидение, радио, интернет и т. д.
     Первая фаза проекта была направлена на осознание обществом проблем, связанных с грамотностью. Для того чтобы привлечь к ним внимание как можно большего количества граждан, заставить их задуматься об этом и включиться в программу, телевидение проводило различные телевикторины эту проблему обсуждали герои сериалов, был создан тематический веб-сайт и специальный журнал. Известные люди и обычные участники программ рассказывали о том, как им удалось повысить свою грамотность.
     Ключом к успеху проекта стало распространение технологий развития читателя через тысячи центров «Ч&П». Школы, тюрьмы, коммерческие предприятия, библиотеки и др. организации получили приглашение участвовать в проекте и подключиться к проведению различных мероприятий, семинаров и выставок.
     Центры «Ч&П» были обеспечены различными материалами и DVD для проведения викторин, групповых встреч, др. мероприятий и рекламных акций. Для тех, кто стремился стать грамотнее, был организован «телефон доверия» и проводились консультации в сети Интернет.
     Вторая и третья фазы проекта направлены на формирование практических навыков грамотности. Участников проекта поощряли читать и писать о том, что входит в круг их увлечений, напр., о футболе.
     Целевой аудиторией третьей фазы проекта стали дети и их семьи, дома и в школе создавались «укромные уголки» для занятий с детьми по обучению чтению. 
     Режим доступа: www.bbc.co.uk
    
     «Весь город читает вместе» (One City Reading Together)
     Идея одновременного чтения одной или нескольких книг всем городом зародилась в Сиэтле (США). В Великобритании издательство «Пингвин» было первым, кто оценил потенциал этого проекта и его значение для программы развития читателя. «Пингвин» впервые осуществил эту идею в Великобритании в сотрудничестве с библиотеками и книжными магазинами города Лидс. Для одновременного чтения жителями я обсуждения была выбрана книга Патрика Зюскинда «Парфюмер». Хотя в проекте участвовало небольшое число библиотек, он достаточно успешно показал, что подобные программы вполне осуществимы. Затем издательство «Пингвин» поддержало библиотечные службы и их партнеров в Бристоле и в др. городах. Зачастую эта помощь выражалась в предоставлении библиотекам бесплатных экземпляров книг и субсидий на их покупку, чтобы можно было обеспечить город достаточным количеством экземпляров, необходимых для чтения одной и той же книги в один и тот же промежуток времени.
     В Ливерпуле был представлен свой вариант реализации американского проекта «Один город — одна книга». Участники программы привлекли в качестве партнеров школы, тюрьмы, библиотеки, книжные магазины, департаменты образования и бизнесменов. Они создали координационный комитет и наняли специального сотрудника для осуществления программы, организации выставок и публикации информационных материалов в прессе. Все эти меры были направлены на то, чтобы привлечь жителей Ливерпуля к чтению одной книги и к ее обсуждению, а также к тому, чтобы люди учились получать удовольствие от чтения. Ливерпульская программа
     чтения финансировалась Фондом Пола Хамлина («Искусство и бизнес» Arts&Business) и др. организациями и коммерческими фирмами.
     В Лондоне был реализован проект «Поможем Лондону читать» — свое развитие идеи «читающего вместе» города. Ежегодно в феврале в Лондоне проходит серия мероприятий с участием живущих в нем писателей или обсуждаются книги, действие которых происходит в Лондоне. В мероприятиях участвуют известные и начинающие беллетристы, авторы документальных произведений. Для поддержки проекта создан веб-сайт, на котором можно найти информацию о писателях, живущих или живших в любом районе Лондона, о лондонских местах, где происходит действие книг, а также лондонские книжные новости, списки книжных магазинов и библиотек. Этот проект поддерживает мэр Лондона и Книжный трест.
     Режим доступа: www.liverpoolreads.com www.getlondonreading.co.uk

     Палмер Т. Программы развития читателя в Великобритании — история вопроса и определение понятия [Текст] / Т. Палмер // Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: науч.-практ. сб. / сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. — М. : МЦБС, 2007. — С. 86—109.

< Попередня   Наступна >
Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | Повідомлення | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!

 

http://mysciencehighlights.org/ Мои научные новости -- уникальная возможность получать абстракты из полторы сотни англоязычных журналов по всем академ темам на имейл или посредством новостной ленты! Вам всего лишь необходимо зарегистрироваться,  указать тему,  ключевые слова,  и сведения о новых публикациях с высокой степенью ревалентности вам обеспечены! Информация о  ресурсе тут

Новинки книгоринку
Зараз на сайті:
Гостей - 230
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::
bigmir)net TOP 100