:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
Повідомлення
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
ФАЙЛИ
Контакт
ЗНАЙОМТЕСЬ:
>>> Ресурси холдінга

Дискуссионный клуб "Библиофан"
  Мои научные новости
  Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Открой для себя новую жизнь

  Мой дом

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

Рейтинг: / 0
ГіршаКраща 
СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА - Зарубіжний досвід

Продолжая освещать опыт работы финских коллег, хотим познакомить с работой библиотек города Хельсинки, их основными задачами, среди которых «совершенствование обслуживания читателей» не просто фраза, которая для многих из нас стала привычной и в большинстве случаев остается на бумаге с неизменными формами работы. Библиотекари не берут на себя ответственность за профессиональное обучение читателей в той или иной области, а оказывают неоценимую помощь в информационном поиске материалов, способствуют приобретению необходимых умений, навыков, которые станут определенным вкладом в общественное и экономическое развитие своей страны, базирующееся на знаниях.

Высокий уровень развития автоматизированных библиотечных технологий в финских библиотеках очень удачно сочетается с традиционным обслуживанием в процессе выполнения информационных запросов читателей.

Но в этом заслуга не только, вернее не столько высококвалифицированного персонала в непосредственном поиске той или иной информации, а прежде всего подготовленного и обученного к самостоятельной работе в библиотеке читателя. В библиотеках происходит обучение человека в течение всей жизни. Всем уже довольно хорошо стал известен термин “Life learning education”.

Министерством образования Финляндии на 2000-2004 годы разработана национальная стратегия «Образование, обучение и наука в информационном обществе» и план реализации стратегии. Основные разделы стратегии: виртуальные школы и университеты; информационные и коммуникационные технологии; библиотеки, архивы, информационные издания; информационный сетевой сервис; производство и доставка учебных материалов и др. В данных документах подчеркивается, что публичные библиотеки, пользование которыми должно быть бесплатным, играют очень важную роль в поддержке образования и являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Они не только должны предоставлять гражданам возможность пользоваться имеющимися фондами, но и содействовать созданию собственных материалов читателей, а также размещать их в Интернет. Публичные библиотеки несут главную ответственность за библиотечное и информационное обслуживание в помощь непрерывному образованию и дистанционному обучению.

Задача же библиотек – предоставить все возможности для реализации потребности пользователей в максимально полном получении любой информации на все вкусы. И не столько в том, чтобы ответить на конкретный вопрос, а в том, чтобы научить ориентироваться в безбрежном океане информации.

Знакомясь с правилами пользования финских библиотек, приходишь к выводу, что они во многом перекликаются с теми, что мы предлагаем нашим читателям, но все же и отличаются: простотой изложения, не навязчивостью тона, доброжелательностью, а не «сухими» фразами обязанностей читателей.

Вот лишь некоторые примеры:

  • - Библиотека открыта для каждого, поэтому каждый может прийти сюда читать книги или журналы, или получить ответы на свои вопросы. Однако необходимо помнить, что вы не одни в библиотеке. Каждый имеет право на чтение, и с этим каждый должен считаться.
  • - Библиотечные фонды открыты для каждого. Бережно относитесь к библиотечным фондам и содержите их в чистоте. Следующему читателю будет также приятно читать чистую книгу. Вовремя возвращайте взятую литературу, так как другим она тоже необходима.

Библиотеки г. Хельсинки во главе с Центральной городской библиотекой работают в единой библиотечной сети, однако каждая библиотека по-своему индивидуальна. Эта индивидуальность проявляется в архитектурных стилях библиотечных зданий и помещений, интерьере и др. Особое место занимает Информационный центр Корона, расположенный в районе Виикки, который был открыт в 1999 году. Его здание круглой формы с различными уровнями, разделенными коридорами света с зимними садами, является новинкой в библиотечной архитектуре. В зимних садах, а их много в разных библиотеках, можно отдохнуть, расслабиться и получить энергетический заряд от природы, уникальных растений, цветов, журчания воды по великолепным дизайнерским ландшафтам. На окнах нигде нет штор. Цветов тоже много, за ними ухаживают не библиотекари, а специалисты-цветоводы. Цветы располагаются вдали от книг, поскольку оказывают отрицательное воздействие на их сохранность. Интересной и в то же время рациональной является находка частичного объединения одной из публичных библиотек с научной библиотекой университета г. Хельсинки, крупной научной библиотеки с фондом более 1 млн экземпляров и ежегодной подпиской 7600 периодических изданий. Находятся они под одной крышей, лишь разделены на отдельные помещения - читальные залы, книгохранилища. Но читальный зал периодических изданий является совместным. Все, что выписывают две библиотеки, попадает к читателю в едином зале. Это значительно экономит финансовые ресурсы и предлагает читателям наиболее широкий ассортимент изданий. Техническую же обработку библиотеки производят самостоятельно, о чем свидетельствуют разные по цвету этикетки на журналах и газетах. Поддерживать книги в чистоте помогает и специальная техническая обработка. 99 процентов поступивших книг оклеиваются пленкой-обложкой. Это обходится недешево, но, безусловно, гигиенично и способствует сохранности фонда. В нашей библиотеке 100 лет назад вся новая литература тоже сразу поступала в переплетную мастерскую. Одинаковые обложки, сохранившиеся до сих пор в хорошем состоянии, подтверждают этот факт.

В библиотеке университета г. Хельсинки разнообразные комнаты и читальные залы предоставляются для работы, учебы, групповых занятий. Оснащенные по последнему слову техники помещения с самозаписывающим видеоустройством, мультимедиа и др., можно арендовать по приемлемой цене – 14 евро в час. Десятки компьютерных терминалов, имеющихся в библиотеке, используются для получения информации, некоторые резервируются только для студентов и преподавателей университета. Примечательно, что читальный зал для студентов работает 24 часа в сутки.

Едиными для всех библиотек остаются общие принципы работы, контингент обслуживаемых читателей и небезразличное, сугубо индивидуальное отношение к каждому посетителю.

Немалую роль в этом играет создание уютной, комфортной обстановки, оборудование рабочего места как читателя, так и библиотекаря. К сожалению, мы очень часто забываем о последнем. Но в Финляндии данным вопросам уделяется первоочередное внимание. Об этом свидетельствует великолепно продуманная система зон обслуживания. Так, например, абонемент представляет собой специально отведенное место (всегда на первом этаже библиотеки), где установлены компьютеры. Часть из них (один-два) предназначены для библиотекарей, именно здесь происходит книговыдача и прием литературы при обязательном предъявлении читательского билета. Библиотекарь проверяет, не нарушен ли срок возврата. В противном случае будет произведена оплата пени за каждый день задержки. Причем, никаких конфликтов не возникает. Другие 1-2 компьютера выделены для самостоятельного возврата взятой литературы. Используется автоматизированная система со специальным программным обеспечением. Читатель достает свой билет с нанесенным на нем штрихкодом, подносит к установленному сканеру (считывателю штрих-кода), после чего на экране компьютера открывается его читательский формуляр. Затем, после сканирования аналогичным образом штрих-кода книги, происходит отметка о возврате каждого экземпляра. Здесь же стоят очень удобные тележки для размещения возвращенной литературы, куда читатели сами ее помещают.

Лет 7 назад эта система казалась бы фантастической. Но в нашей библиотеке подобная технология уже работает с 1998 года, правда, пока еще не при полном самообслуживании читателей. И уже завоевала большую популярность система самостоятельного возврата литературы, которую читатели опускают в специальный ящик, установленный на абонементе. Это позволяет сэкономить достаточно много времени как читателю, так и библиотекарю. Особым успехом эта услуга также пользуется у должников. Вряд ли мы не согласимся с тем, что для библиотеки самое важное – это получить литературу от читателя. А штраф за нарушение срока возврата можно взять при последующем посещении библиотеки читателя-должника. Правда, пока еще наша библиотека очень лояльна к своим пользователям и не спешит наказывать их гривной. Хотя, на мой взгляд, это должно стать системой в любой библиотеке. Так, у наших московских коллег, штрафы являются одной из самых доходных статей поступления внебюджетных средств для библиотеки.

Справочно-библиографическое или информационное обслуживание ведется с использованием традиционных (бумажных) материалов и с помощью различных баз данных, а также Интернет. У каждого библиографа имеется компьютер. Но вы никогда не увидите стоящих в очереди читателей. И не потому, что они не нуждаются в помощи сотрудников библиотеки. Просто здесь очень удачно используется система самозаписи к библиографу. Прежде чем обратиться с вопросом, читателю необходимо получить талончик с номером своей очереди. В то время, пока библиограф занят, можно еще посмотреть какую-либо литературу, а не стоять «над душой» или «нависать», как это часто бывает. Через некоторое время на табло, которое расположено рядом с сотрудником библиотеки, загорится цифра с номером, указанным в вашем талончике; это значит, что библиограф готов к разговору с вами. Подобная система создает удобства не только для сотрудника информационной службы, но и для читателя, которого не торопят сзади стоящие. Такая же система действует на железнодорожном, автовокзалах при покупке билетов.

Зал каталогов как таковой отсутствует. Вообще, карточные каталоги во многих библиотеках остались в прошлом. В просторных фойе установлены компьютеры, рядом с которыми телефон. Этот сервис предлагается в расчете на самого ленивого пользователя. Если читатель не хочет утруждать себя заказом найденного издания в электронной форме, то он может по телефону сообщить библиотекарю необходимые данные для выполнения запроса. В одной из библиотек я видела карточный каталог, который выставлен как экспонат. Дизайнерское решение очень ярко подчеркнуло атрибут прошлого, представив в ящиках наряду с карточками предметы быта, одежды, которые использовали наши мамы, бабушки. Так, например, в одном из них были резинки для чулок. Сверху шкаф был накрыт вязаной салфеткой и т.д.

Нигде нет шокирующих надписей «Служебный вход» или «Посторонним вход воспрещен». Отсутствие ручки на двери со стороны читательских зон сразу решило эту проблему.

Особо следует остановиться на выставках. Подход к их содержанию неординарный. Помимо традиционных для нас книжных, организованы выставки вещей и предметов, забытых читателями в книгах. Там можно увидеть не только денежные купюры, билеты, но и кусочек хлеба, колбасы и др. Довольно интересными для себя мы нашли выставку одной газеты или журнала, которые были опубликованы 100 лет назад. Хронологические рамки могут быть и другими, но ведь как познавательно сравнить, что же происходило в то далекое время. Вся изюминка в том, что выставка будет постоянно меняющейся, так как связана с конкретной датой текущего и прошлого периода.

Забота о читателе начинается с раннего возраста. В детских отделах библиотек, оборудованных специальной, очень удобной, незамысловатого дизайна мебелью, установлены компьютеры. Именно с игр начинается приобщение к безграничному информационному пространству. А посещение библиотеки вместе с родителями служит наилучшим примером воспитания любви к книжным богатствам. Вот только некоторые особенности работы с детьми. Библиотекари не просто выдают имеющиеся книги, но и сочиняют вместе с детьми сказки. Причем, здесь же эти новые произведения детского творчества переносятся на компьютер, дополняются определенной графикой, рисунками, и после того, как работа завершена, устраивается демонстрация для всех желающих. Наиболее активные ребята (возраст их самый разный - от 3-х лет и старше) поощряются.

Изучая опыт наших финских коллег, очень хотелось не оставить что-либо без внимания, а еще больше – использовать для улучшения обслуживания в своей библиотеке. И мы решили, вопреки складывающейся ситуации, полностью открыть свои фонды во всех читальных залах и даже на учебных абонементах. Результат был неожиданным. Разучившиеся самостоятельно работать читатели все так же предпочитали ожидать у стола библиотекаря, пока им не принесут с полки необходимую литературу. А зачем утруждать себя, когда библиотекарь найдет книгу быстрее? В читальном зале периодических изданий мы слышали негодование по поводу тяжелых подшивок, которые приходится теперь самим просматривать, чтобы найти ту или иную статью. Речь не идет в данном случае об ухудшении библиотечного обслуживания. Здесь мы столкнулись с другой проблемой - иждивенческим, утилитарным подходом к получению знаний и информации. Аналогичные проблемы пока остаются в информационном (справочно-библиографическом) обслуживании, когда читателю открывают конкретную страницу с ответом на заданный им вопрос, пальцем указывая на строчку или слово. Считаю, что в этом и наша – библиотекарей – вина. Шоковой была ситуация, когда мы предложили студентам пройти в книгохранилище учебного абонемента и самим выбрать книги. Мы даже сумели зафиксировать это на видеокамеру. Вначале, испугавшись увиденного количества литературы на полках, они терялись, но постепенно привыкли к свободному доступу. Было непросто знакомить их с системой расстановки фонда, несмотря на хорошее его оформление. В результате нам удалось развеять утвердившееся мнение о постоянном дефиците книг, имеющихся «под прилавком» у сотрудника, как когда-то в магазинах. Конечно, все это не от хорошей жизни, проблемы книгообеспеченности даже основных курсов и дисциплин все еще остаются. Но мы знаем, что соотношение обеспеченности 1:1 уже невозможно, и не только из-за финансовых вопросов. Считаю непомерной расточительностью приобретать большую экземплярность учебной литературы, которая при смене преподавателя или по другим причинам будет списана. А ведь средняя ее стоимость колеблется от 40 до 80 грн. Студент не должен ограничивать знакомство с предметом довольно скромным списком рекомендуемой преподавателем литературы.

Еще один очень важный аспект деятельности библиотеки – это высококвалифицированный персонал. Его подготовкой занимаются не от случая к случаю, спонтанно, а целенаправленно, ежедневно и достаточно профессионально. Разработана специальная стратегия, основанная на будущем видении библиотеки, основных ее целей и задач. Ее можно сравнить с концепцией развития библиотеки. Новое для нас название подобного документа, ставшее особенно популярным в последние годы, не всегда означало смену содержания. Во многих случаях руководители под ним подразумевали текущее и перспективное планирование.

Ирина Левченко, директор Центральной научной библиотеки Харьковского
национального университета имени В.Н.Каразина
 
Библиотеки Хельсинки: опыт для подражания // Бібліотечний форум України.-2004.-№1.-http://www.idea.com.ua/forum

< Попередня   Наступна >
Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | Повідомлення | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!

 

http://mysciencehighlights.org/ Мои научные новости -- уникальная возможность получать абстракты из полторы сотни англоязычных журналов по всем академ темам на имейл или посредством новостной ленты! Вам всего лишь необходимо зарегистрироваться,  указать тему,  ключевые слова,  и сведения о новых публикациях с высокой степенью ревалентности вам обеспечены! Информация о  ресурсе тут

Новинки книгоринку
Зараз на сайті:
Гостей - 231
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::
bigmir)net TOP 100