:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ:
>>> КОРИСНІ РЕСУРСИ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
>>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб
ФАЙЛИ
Контакт
ЗНАЙОМТЕСЬ:
>>> Ресурси холдінга

Дискуссионный клуб "Библиофан"
  Мои научные новости
  Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Открой для себя новую жизнь

  Мой дом

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

Образовательная функция библиотек
      Тем не менее, публичные библиотеки не мыслят своей деятельности без связи с образованием. Манифест публичных библиотек ЮНЕСКО среди целей публичных библиотек упоминает следующие: содействовать пожизненному универсальному образованию, помогать учащимся. Детские библиотеки должны сотрудничать со школой, консультируя педагогов и участвуя в реализации уже существующих образовательных программ. С. Симонис - Рупер в статье "Публичные библиотеки и взрослые учащиеся: ситуация в Нидерландах " много внимания уделяет образовательной функции публичных библиотек, но в его изложении - это скорее функция содействия образованию, что, как представляется, более правильно. В содержание функции содействия образованию, по мнению автора статьи, входит следующее:
    предоставление информации и консультаций, которое включает консультирование по вопросам создания центра учебных материалов или фонда учебных материалов в учебных заведениях, а также по вопросам отбора, обработки и поиска этих материалов; составление рекомендательных библиографических списков и указателей; организация выставок; поддержка контактов с образовательными учреждениями;
    обеспечение материалами, которое означает посредничество в приобретении материалов и формировании специального фонда, отвечающего целям образования; поддержка образования, которая подразумевает пропаганду и поощрение использования фондов и услуг публичных библиотек;
    руководство поиском, отбором и использованием материалов; оказание содействия в развитии навыков чтения и самообразования; обучение инструкторов и учителей умению пользоваться библиотекой и ее фондами; предоставление информации об образовании тем, кто занят в системе образования.
     Далее автор особо выделяет необходимость наличия сотрудничества публичных библиотек и образовательных учреждений, структура этого сотрудничества должна быть четко закреплена в общем направлении политики в области образования, чего у нас, к сожалению, нет. Как видим, ничего принципиально нового для нас в содержании функции содействия образованию нет.
      Посмотрим, как определяют образовательную функцию центральные региональные библиотеки (универсальные научные, детские и юношеские), ответившие на вопросы анкеты Министерства культуры РФ и Российской государственной библиотеки. Среди ответа на вопрос "Что Вы понимаете под образовательной функцией библиотек?" выделяются по количеству следующие:
    информационное обеспечение образования, включающее эффективное использование справочно-поискового аппарата, разработку и внедрение долгосрочных программ в помощь учебному процессу, наиболее полное раскрытие фондов в соответствии с различными программами, формирование информационных ресурсов с учетом потребностей современных образовательных учреждений;
    гарантия всеобщей доступности информации на высоком техническом уровне, формирование и развитие познавательных потребностей, расширение кругозора, приобщение к отечественной и мировой культуре;
    создание условий для самостоятельной учебной и самообразовательной деятельности;
    помощь учащимся и педагогам в учебном процессе (специализированная информация педагогов, учащихся и родителей, создание списков по внеклассному чтению, различные массовые мероприятия и т.д.);
    воспитание информационной культуры учащихся;
    координация работы с образовательными учреждениями;
    методическая помощь другим библиотекам;
    внедрение новых технологий и формирование информационно-образовательной среды.
     Более полную картину понимания библиотекарями сути образовательной функции дают ответы на еще два вопроса: "Каковы основные направления деятельности Вашей библиотеки в реализации ею образовательной функции?" и " Какие направления деятельности Вашей библиотеки Вы считаете наиболее удачными?". Набор характеристик почти такой же, как и при ответе на первый вопрос: информационно - документное обеспечение учебного процесса; методическая помощь в организации библиотечно-библиографического обслуживания учащихся в учреждениях образования; повышение информационно-библиографической культуры учащихся и повышение квалификации библиотечных работников учреждений образования.
      Характеризуя образовательную функцию, библиотекари употребляют несколько понятий: информационное обеспечение, информационно - документальное обеспечение, информационная поддержка, в помощь учебному процессу. Причем, употребляются они в большинстве случаев как синонимы, что, как мне кажется, не совсем верно. Одно дело говорить об информационной поддержке, даже обеспечении, когда библиотеки вместе с образовательными учреждениями (чего в большинстве случаев нет) составляют списки, указатели, базы данных и т. п. Другое - документное обеспечение. На мой взгляд, основное обеспечение учебниками, учебной литературой по программам высшего или среднего образовательного учреждения - основная функция учебной библиотеки, так же, как и обеспечение массовых запросов студентов и школьников, требующих большого количества экземпляров. Публичные же библиотеки обеспечивают образовательные запросы в рамках приобретения тех документов, которые имеют общекультурное и общеобразовательное значение и предназначены для длительного использования. Сейчас же складывается такая ситуация, что комплектатор публичной библиотеки все время оказывается перед выбором, что и в каком количестве экземпляров приобретать на имеющиеся скудные средства, чтобы уменьшить количество отказов, связанных с обеспечением учебного процесса.
      Л.Н. Фомина выделяет четыре типа запросов в соответствии с потребностями учебно-воспитательного процесса школы:
    потребность в тексте, который нужен для подготовки к уроку, для внеклассного чтения;
    потребность в тексте, изучаемом по программе литературы;
    потребность в документах, содержащих информацию по какой-либо теме для выполнения домашнего задания;
    потребность в документах; необходимых для подготовки и проведения какого-либо школьного мероприятия. <…>
      По ответам на вопрос анкеты "Какие направления деятельности для Вашей библиотеки труднореализуемы?" большинство ответило - информационно - документная поддержка образования по причине не только отсутствия средств, но согласованности в деятельности органов управления и учреждений двух ведомств - культуры и образования. Библиотекари осознают, что прежде всего нужна сейчас, как никогда, координация и кооперация работы библиотек и образовательных учреждений на основе договоров, взаимных соглашений и применения новейших информационных технологий. Однако решение этих вопросов, как и ранее, во многих регионах по-прежнему, наталкивается на ведомственную разобщенность и непонимание со стороны органов и учреждений образования. <…>
      Актуальность рассматриваемой темы и необходимость ее рассмотрения на межведомственных совещаниях библиотекарей, совместных коллегиях Министерств культуры и образования подтверждается и исследованиями, проведенными центральными библиотеками. По данным анкетирования почти 40% опрошенных провели у себя изучение состояния проблемы "Библиотека и образование", анализ спроса школьников и студентов, мотивы обращения в библиотеку, проблем функциональной неграмотности и т.д. Кроме того, в ряде территорий уже прошли региональные семинары, совещания по рассматриваемой теме с приглашением работников образования. Как показывают имеющиеся в моем распоряжении материалы этих совещаний, участники их пришли к необходимости возобновления на новом уровне работы Межведомственных библиотечных советов или комиссий при зам. глав Администраций, создании единой региональной информационной сети, координации ресурсов всех библиотек региона и, конечно же, решение вопросов финансирования комплектования учебных и публичных библиотек.
      Итак, какие же выводы можно сделать из всего сказанного? Прежде всего проблема функций библиотек - одна из главных при решении многих вопросов теории и практики библиотечного дела. Если мы хотим сохранения многообразия типов и видов библиотек, существующих в настоящее время, то мы должны не только иметь четко сформулированные функции, но и ресурсы для обеспечения этих функций, то есть каждая библиотека должна строго выполнять то, ради чего она создана. Если же такой возможности нет, или учредитель той или иной библиотеки не обеспечивает ее основную деятельность, должны быть какие-либо иные решения, касающиеся в том числе и сетевых вопросов. Например, по существующему порядку негосударственное учебное заведение не получит лицензии, если не имеет библиотеки. Вполне понятно, что вновь создаваемая библиотека нового учреждения нескоро наберет необходимый информационный потенциал и, следовательно, студенты и учащиеся этих учебных заведений все равно будут обращаться в публичные библиотеки. В этом случае, видимо, дешевле и эффективнее будут договоры о совместной деятельности учебного заведения и публичной библиотеки по обеспечению учебного процесса на взаимовыгодных условиях с учетом имеющихся финансовых и иных материальных ресурсов. Пример тому сотрудничество Современного Гуманитарного института с ЦГБ им. Некрасова (г. Москва) и с региональными библиотеками России. Что же касается уже существующих учебных библиотек, то здесь, видимо, есть разные пути решения вопросов взаимодействия с научными и публичными библиотеками и прежде всего координация ресурсов или же проработка объединений библиотек, как, например, межведомственная централизация детских и школьных библиотек в Гулькевическом районе Краснодарского края или объединение всех библиотек в одну муниципальную библиотеку как в Шемышейском районном центре Пензенской области, но и здесь речь может идти только о совместном финансировании проектов со стороны органов управления культуры и образования или же прямом целевом финансировании библиотек Администрацией региона, которая и является по закону учредителем всех библиотек и учреждений. При существующих отдельно учебных и публичных библиотек речь может идти только о функции содействия образованию со стороны библиотек, и эта функция имеет амплитуду от обеспечения учебного процесса библиотекой учебного заведения до информационной поддержки образования со стороны публичных библиотек, заключающейся во всестороннем раскрытии имеющихся фондов, в полновесной работе публичных библиотек с ознакомлением учителей, преподавателей, школьников и студентов с их возможностями.
      Как уже говорилось, основная функция публичных библиотек - просветительская - раскрывается как раз в расширении, приращении знаний, обогащении кругозора личности, обучении ее умениям и навыкам самостоятельного поиска информации, ее переработки и получения знаний, что составляет основу непрерывного образования на базе самообразования. Перекинуть мостики от изучаемого в школе, в вузе к самообразованию - главная задача образовательной, правильнее сказать, просветительской деятельности публичных библиотек.
     Многие вопросы, наверное, снимутся при решении проблем информатизации как культуры, так и образования. Настораживает только тот факт, что создаваемые и уже действующие системы опять же никак не состыкованы и не учитывают главного - потребностей учащихся не только в информации, но и в конкретном документе, который им надо иметь здесь и сейчас. И в этом случае речь идет об отсутствии конкретного механизма координации и кооперации ресурсов, без разработки которого споры между ведомствами так и останутся частной проблемой библиотекарей и пользователей.

заведующая научно-методическим отделом РГДБ Н.В. Бубекина
http://www.mi.ru/~rdbrt97/v1_st1.html



< Попередня   Наступна >
Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ: | >>> КОРИСНІ РЕСУРСИ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | >>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!

 

http://mysciencehighlights.org/ Мои научные новости -- уникальная возможность получать абстракты из полторы сотни англоязычных журналов по всем академ темам на имейл или посредством новостной ленты! Вам всего лишь необходимо зарегистрироваться,  указать тему,  ключевые слова,  и сведения о новых публикациях с высокой степенью ревалентности вам обеспечены! Информация о  ресурсе тут

Зараз на сайті:
Гостей - 419
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::
bigmir)net TOP 100