:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
>>> Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
Повідомлення
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ:
>>> КОРИСНІ РЕСУРСИ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
>>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб
ФАЙЛИ
Контакт

Библиотека и молодежь
Бібліотекарі усіх країн - єднайтесь!
5Books: Все про книжки
Сельская библиотека БЛОГ Борисовской црб Минская обл. Республика Беларусь
>> Библио.net
>>Блог відділу мистецтв Тернопільської ОБД
>>Методична служба публічних бібліотек Києва
>>Могилянська Бібліотекарка
>>Записки рядового библиотекаря
>>Моя профессия - библиотекарь
>>Библиотекарша
>>Библиолента
>>Библиотека без барьеров
>>Неофіційний вісник ОУНБ
>>Электронный читальный зал
>>Я - бібліотекар
>>Дневники злой библиотечной девы
>>Инновации в библиотеке
>>Методист библиотеки
>>Мышь Библиотечная
>>Библиотеки. Региональные центры чтения
>>Бібліотечно-інформаційний центр «Слово»
>>Bibliomistok
>>Libr.Net
>>Бібтех
>>Пан бібліотекар
>>Блог библиотекаря
>>Библиотекарь Тимофеева
>>День за днём ...
>>Библиотечный калейдоскоп
>>Блог бібліотекаря Галини Симоненко
====================================
>>> Ресурси холдінга

Дискуссионный клуб "Библиофан"
  Мои научные новости
  Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Открой для себя новую жизнь

  Мой дом

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

ТЕМА ДНЯ
Поиск внебюджетных средств

       В нашем небольшом селе живут около 600 человек. Работаю в сельской библиотеке ведущим библиотекарем с 1993 года. Когда начала работать в библиотеке, понятия не имела в чем заключается работа библиотекаря, думала, как и многие — выдалпринял книги. Библиотека в то время находилась на втором этаже в здании сельского дома культуры, площадь библиотеки тогда составляла 151,9 кв. метров. Сейчас библиотека находится на 1 этаже, площадь — 96 квадратных метров. Смотрите фотографии сегодняшней библиотеки здесь: http://blogslava.ru/?p=4446  Интерьер современной сельской библиотеки . Но так красиво было не всегда.
      Библиотеку я приняла в плачевном состоянии — батареи были ледяные, зимой в помещении была минусовая температура, работала в верхней одежде, в перчатках, слабое освещение давило на психику, пожелтевшие от времени занавески на окнах не добавляли настроение. Из техники не было ничего. Скажу честно, я ревела от холода, а ведь до этого я работала в детском садике, где тепло и тебя кормят.
      В детстве мы, дворовая детвора, организовали свой театр на улице: пели песни, рассказывали стихи, показывали сценки. На наши выступления собирались как взрослые, так и дети. С тех пор я обожаю театр. А ещё в детстве увлекалась фокусами. Поэтому, устроившись работать в библиотеку, решила создать свой театр «Со страниц на сцену, или Ожившая книга»,  кукольный театр (куклы нашла в большой коробке в одной из комнат клуба)  и кружок «Волшебники» — учила детей фокусам, у меня до сих пор они успешно  работают. Читайте Как организовать самодеятельный театр.  А ещё я начала проводить много массовых мероприятий.
     Тогдашний директор школы, сейчас его уже нет в живых, часто посещал библиотеку. Он видел, что в библиотеке всегда было много детей. И когда в школе начали проводить новое отопление и дневной свет, то директор школы сказал: «Библиотеку посещают наши школьники, где они учатся, развиваются, значит, надо в библиотеке создать комфортные условия». И благодаря ему, в библиотеке провели электрическое отопление и дневной свет. Стало работать веселее.
***Вывод — работайте, все ваши усилия заметны, особенно в селах и деревнях, небольших городах, где каждый человек на виду. Занимайтесь любим делом — если неинтересно библиотекарю, то неинтересно будет и читателю.
     Через некоторое время в библиотеке потек потолок, во время сильных ливней в помещении образовывались целые лужи! А это были годы кризиса, когда деньги с трудом находили на зарплату. О ремонте крыши не могло быть и речи. Под Новый год ко мне обратился директор клуба с просьбой провести Новый год для сельских жителей. Я согласилась при условии, что все деньги, которые пойдут от продажи новогодних лотерейных билетов пойдут на ремонт крыши. Сказано — сделано. Я провела массовые мероприятия для детей и взрослых, а директор клуба на вырученные деньги  от продажи лотерейных билетов купил рубероид и частично перекрыл крышу. В библиотеке стало сухо. Я поскребла облупивший потолок и побелила его, приклеила на неотделанную стену дешевенькие обои. В сельском совете попросила немного денег на тюль. Посадила много цветов. В библиотеке стало ещё лучше.
***Вывод — дружба и взаимопомощь с соседями по работе  может быть довольно эффективна.
      Через некоторое время по книгам узнала, что селу исполняется 250 лет. И в селе ни одна организация не собиралась отмечать эту дату, тогда я взяла бразды правления в свои руки и решила организовать большой праздник для всего села. Так как я приехала в село из Узбекистана, то многих не знала, как и наш новый худрук. Мы вместе с худруком обошли каждый дом, выясняя таланты своих односельчан, читательские предпочтения, историю села. Мы тогда нашли 11 гармонистов, прекрасных танцоров, лучших певцов, чтецов, проводили голосование на дому для номинаций «Самый (ая) …». К празднику я подключила все организации, которые находились в селе. Мы своими силами организовали значительное массовое мероприятие, которое длилось в течение 4-х часов.
      В тот день на нашей сцене выступали 80 человек, представители с различных организаций. Были отмечены в разных номинациях более 20 человек! Зал был переполнен, в буквальном смысле яблоку не куда было упасть, так как на наше мероприятие собрались не только наши односельчане, но и съехались из разных городов, те, кто ранее жил в нашем селе. Зрители боялись покидать свои места, так как тут же их занимали другие. Кстати, с того времени я поняла, что надо привлекать для участия в мероприятиях как можно больше людей, так как на них приходят смотреть их близкие и друзья, в результате и зрители собираются.
      На праздник мы пригласили главу города и района через его заместителя. Вкратце я ему рассказала о своих планах и сказала, что хотелось бы, чтобы каждая организация поощрила своих сотрудников, работающих в нашем селе. Неожиданно для меня — заместитель главы у себя в кабинете собрал представителей  различных организаций (с сельского хозяйства, пенсионного фонда, с управлений образования, культуры, по делам молодежи и спорту). Я не знаю, что повлияло: или то, что пригласила главу города или моя зажигательная речь, но многие из присутствующих после собрания подошли ко мне и сказали, что помогут мне. Четыре организации выделили мне деньги на мероприятие! Управление по делам молодежи и спорту выделили не только деньги, но и привезли свою аппаратуру. От администрации города нам подарили музыкальный центр, от управления культуры — шестиметровую дорожку.
      Что мы получили в результате проведения этого мероприятия:
    Во-первых, обходя каждый дом в нашем селе, мы узнали интересы и таланты своих односельчан.
    Во-вторых, все знали, что инициатором и организатором юбилея села была библиотекарь, сразу в глазах общества повысился авторитет библиотеки.
    В-третьих, в клубе появился музыкальный центр, а в библиотеке дорожка.
Кстати, об этом мероприятии вспоминают до сих пор.
***Вывод — приглашайте на свои мероприятия высокие лица, мероприятие должно проходить на высшем уровне.
      Мне нравится проводить различные опросы, анкетирование. Однажды, опрашивая своих сельчан, на вопрос, что хотели бы они иметь в библиотеке, один из респондентов ответил — Интернет. На мой вопрос: «Что такое Интернет?» он ответил, что это -  ВСЁ! Но в библиотеке его не будет никогда.
      Но он ошибался, буквально через несколько лет в библиотеке появился компьютер и Интернет. Сразу возможности библиотеки увеличились. Я училась работать на компьютере и гуляла по просторам Интернета. Тут мне на глаза попалась статья тогда ещё газеты «Библиотека в школе» — «Читает вся Польша». Меня так эта статья вдохновила, что решила приложить все усилия, чтобы в нашем селе как можно больше людей начали читать. В первую очередь, я как всегда стала с помощью опросов и анкетирования узнавать интересы и потребности не только  своих читателей, но и тех, кто не ходил в библиотеку. На основе исследования  разработала свой проект, который назвала «Читает всё село».
     Проект показала главе сельского поселения и попросила у него 1,5 тыс. рублей на призы, так как организовала много разных конкурсов.  Читайте: http://blogslava.ru/?p=4521 Организация конкурсов в библиотеке . Проект ему понравился, и он выделил деньги. Кстати, мы не раз объявляли конкурсы на приз главы сельского поселения, которые он финансировал.
      Где ещё можно взять деньги на приобретение  призов для конкурсов:
      Можно объявить конкурс на приз главы города, района, директора школы, ЦБС, конечно же с их согласия. Следовательно, и призы идут от них.
      Можно сдать списанные книги, периодику на макулатуру, на вырученные деньги приобрести призы.
      Можно найти спонсоров и определить их в членов жюри. Призы — продукция спонсоров.
      Можно поступить, как делают некоторые организаторы конкурса: вносить небольшую сумму денег желающим участвовать в конкурсе. Пусть в этом случае будет  денежный приз. Для того, чтобы цифра выглядела внушительно, в положении и объявлении о конкурсе пишите цену в копейках, к примеру, за 1 место можно дать 50000 копеек (500 рублей). Пусть участники конкурса сами считают, сколько это будет в рублях. Размер приза зависит от собранного бюджета. В общем, вариантов масса — творите и выигрывайте! Как увеличить шансы на победу в конкурсах можно прочитать здесь http://blogslava.ru/?p=3274 .
***Вывод  — показывайте свои проекты главам сельских поселений, делитесь с ними своими идеями, объявляйте конкурсы на приз Главы вашего поселения.
      Для своих мероприятий я просила проектор у школы. Если бы вы знали, как мне хотелось, чтобы в библиотеке был свой мультимедийный проектор!  Финансирование культурных учреждений оставляет желать лучшего.  Тогда я стала искать конкурсы, гранты, где в качестве приза — деньги. На глаза попался  международный конкурс ИФЛА по библиотечному маркетингу. Помню, тогда я себе задала вопрос: «Что такое маркетинг?»  Выяснила, что это комплекс мероприятий, направленных на продвижение продукта, в нашем случае — книги. Оказалось мой проект «Читает всё село» идеально подходит к международному конкурсу. Дочка перевела проект на английский язык, в результате 3 место среди 39 претендентов из 20 стран, включая Австралию, Канаду, США, Испанию, Индию и другие страны.
      С победой этого конкурса пришла популярность: где это видано, чтобы простая сельская библиотека стала лауреатом такого престижного конкурса.  Многие захотели посетить мою библиотеку, а в библиотеке больше 20 лет не было серьезного ремонта. Поэтому наше руководство решило в библиотеке сделать капитальный ремонт. Ремонт в библиотеке сделали, а денег на мебель, портьеры не осталось. Но тут я узнаю, что выиграла ещё в одном конкурсе «Читаем вместе», организованный фондом «Созидание» (Москва). Денежный приз — 20 тыс. рублей. На эти деньги я заказала ламбрекен на сцену, которую сделали из старой мебели мой муж с сыном.
      Приобрела компьютерный стол, офисное кресло, магнитную доску для рисования и объявлений, в рекламной мастерской заказала таблички, стенд.
      Односельчане мне стали предлагать мягкую мебель, приносить комнатные цветы, развивающие игры. Библиотека стала очень красивой, комфортной, домашней, каждый человек мог найти себе занятие по душе. Многие не хотели уходить домой, находились в библиотеке по несколько часов.
     Да и мне было комфортно работать. Я всегда говорю: на работе мы проводим треть своей жизни, поэтому своё рабочее место надо сделать красивым, уютным, комфортным хотя бы ради себя любимой.  Ведь библиотеку можно сделать уютной  без особых затрат: порядок, хорошее освещение, цветы, творческие работы читателей, картины, фотографии придадут интерьеру библиотеки особенный шарм и неповторимость.
***Вывод — создавайте проекты, участвуйте в конкурсах и грантах. Сделайте библиотеку красивой, уютной, хотя бы для себя, такая библиотека обязательно станет любима многими.
     Для того, чтобы побеждать необходимо постоянно само совершенствоваться, упражнять свой ум, расширять собственные творческие знания, быть готовым к постоянному профессиональному росту. Надо вести активный образ жизни, участвовать в разнообразных мероприятиях: конкурсах профессионального мастерства, защищать программы, участвовать в экспертных комиссиях, выступать с докладами. Участвуя в них, у вас увеличивается уверенность в собственных силах, вы наберитесь опыта.
      Я взяла себе за правило: обо всём, что происходит в стенах библиотеки, свои сценарии публиковать во всех средствах информации: газеты, журналы, сети Интернет. В результате у меня более 50 публикаций в профессиональной и региональной прессе, книга, которую издала РГБ издательство «Пашков дом» (смотри Книга Гузяль Эркаевой http://blogslava.ru/?p=4371 ). А ещё у меня много побед международного, российского, республиканского уровня, всего около 25 дипломов и благодарственных писем. Говорю не для хвастовства, чтобы вы знали для чего это нужно.
      Во-первых, сейчас у бюджетников бальная система, публикации, участие в различных конкурсах, мероприятия и многое другое — всё это влияет на оценку нашей работы, от этого зависит величина нашей зарплаты. Не знаю как у вас, но мы каждый квартал заполняем таблицу «Критерии для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда», по которой определяют результативность и качество труда.
      Во-вторых, в каждом регионе есть своё правительство, министерство культуры, которые организуют конкурсы для реализации инновационных проектов и поощряют денежными премиями лучшие библиотеки и их работников. И если вы будете создавать и реализовывать свои проекты, программы, проводить много мероприятий, участвовать в различных конкурсах, публиковаться, то у вас есть шанс выиграть в этих конкурсах. Как выиграла я грант Министерства культуры Республики Татарстан для поддержки лучших муниципальных учреждений  культуры, находящихся на территориях сельских поселений и их работников в номинации «Лучшая библиотека», а это 100 тыс. рублей, а также грант Правительства Республики Татарстан для поддержки лучших работников культуры в номинации «Профессионал», а это 70 тыс. рублей. Теперь у меня библиотека хорошо технически оснащена и она самая красивая!
      В-третьих, люди всё видят: когда человек работает, а когда вид создаёт. И конечно поддержат того человека, который работает. В прошлом году в нашем селе закрыли школу из-за аварийного состояния и решили здание клуба, в котором находится и библиотека переконструировать под школу. Так вот, клуба у нас сейчас нет, а библиотеку по просьбе жителей, решили оставить при школе. Кстати, важная информация — сельскую библиотеку не имеют права закрывать без согласия местных жителей, такой законопроект приняла Государственная дума. Библиотека переехала со второго этажа на первый, мне сделали три входа: отдельный вход с улицы и другой с коридора школы, а также пожарный выход.
      Но это ещё не всё! Глава города и района, видя плоды моего труда, относится ко мне с уважением и всегда поддерживает нашу библиотеку. Так вот для меня было полной неожиданностью, когда он сказал, что поможет приобрести новые стеллажи для библиотеки. На другой день ко мне подошел человек и спросил меня, сколько мне надо стеллажей и какого размера. Мне сделали стеллажи по моим размерам, в нужном мне цвете в количестве 42 штук! Вот это подарок!
      В-четвертых, это помогает пополнять фонд вашей библиотеки. Наша библиотека не испытывает недостатка в книгах и периодики, потому что нам постоянно их дарят, присылают посылки из Москвы. К примеру, пожилая семья из Елабуги ежегодно оформляют подписку на «Библиотеку «Книжный мир», после прочтения поступивших книг, они привозят их в нашу библиотеку. На мой вопрос: «Почему привозят, посылают книги именно в нашу библиотеку?», дарители мне отвечают, что читали о нас в газетах и в Интернете. Этот факт доказывает, что нужно нам всем публиковаться.
      В-пятых, почему надо много и хорошо работать и рассказывать о своей работе во всех средствах массовой информации. Нередко нам приходится обращаться к спонсорам. Если, чтобы получить денежные средства от благотворительных фондов, нам надо доказать, что мы работаем, представить интересные проекты для дальнейшей реализации, то спонсоры хотят получить выгоду от вложенных средств. Это надо помнить. Напрашивается вопрос: какая выгода от библиотек? Если ваша библиотека известна, пользуется популярностью, вы имеете авторитет в обществе, то спонсоров вы найдёте без труда, так как можете рекламировать выпускаемую продукцию спонсоров, рассказывать о спонсирующих компаниях своим читателям, посетителям.
****Вывод — работу библиотеки регулярно отражайте в местных и федеральных газетах и журналах.  Сотрудничество со СМИ способствует формированию привлекательного образа библиотеки,  привлечет внимание общественность. И тогда вы с легкостью найдете спонсоров.
     В России и за рубежом существуют множество благотворительных фондов, которые готовы профинансировать какой-нибудь проект, поддержать библиотеки. К примеру, фонд Михаила Прохорова, благотворительный фонд «Созидание», фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» и др. Создавайте интересные проекты, покажите, что вы действительно хорошо работаете и выигрывайте. В своей книге «Сельская библиотека — библиотека универсального назначения» я подробно, по пунктам рассказываю какие надо учитывать моменты, обращаясь к спонсорам. А глава «20 советов, как побеждать в профессиональных конкурсах» поможет вам выигрывать гранты и конкурсы. Поэтому приобретайте мою книгу. Стоит она всего лишь 300 рублей плюс 100 рублей за почтовые услуги. Книгу можно приобрести в издательстве «Пашков дом». http://blogslava.ru/?p=4371 . Читайте мою следующую статью, в которой будет говориться о внедрении информационных технологий в работе библиотеки и пользы самообразования и развитиия личности.
 
Гузяль Эркаева http://blogslava.ru/?p=4528
Читайте также http://blogslava.ru/?p=4446  Интерьер современной сельской библиотеки

              

Образовательная функция библиотек

Сегодняшние публичные библиотеки - это уже не просто полки книг, стопки газет и знаки «тихо, пожалуйста». Они считаются лидерами и катализаторами для расширения возможностей различных людей думать, действовать, стремиться. Сегодняшние библиотеки - это мощные просветительские институции, прогрессивные технологические центры с медиа-центрами и богатыми ресурсами для индивидуального и общинного развития, вдохновляющие и трансформирующие общины. Заведующая научно-методическим отделом РГДБ Н.В. Бубекина в своем исследовании размышляет об образовательной функции библиотек.     Проблема определения функций современных библиотек, говорит она, время от времени становится темой дискуссий на страницах профессиональной печати. Функция библиотеки - это та роль, которую она играет или должна играть в обществе, проявление свойств, отличающие библиотеку от других социальных институтов и учреждений. 

      Федеральный закон "О библиотечном деле " дает следующее юридическое определение: "Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам " Таким образом, главными функциями библиотеки признаются информационная, культурная и образовательная. Если о культурной и информационной функции библиотек написано уже достаточно много, то образовательная не подвергалась тщательному анализу. Цель данной статьи и составляет попытка разобраться, в чем же заключается образовательная функция разных типов библиотек и привлечь внимание специалистов к рассмотрению данной проблемы. <…>
      Начнем с того, что в определении библиотеки, данной в федеральном законе "О библиотечном деле" ( и повторенной почти во всех региональных законах), имеется несоответствие другому федеральному закону - об образовании.
      Прежде всего" под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом " . И далее: "Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". Таким образом, библиотека не подпадает под определение образовательного учреждения с точки зрения основного закона об образовании. <…> Следовательно, говорить о библиотеке как образовательном учреждении с юридической точки зрения просто неверно.
      Вместе с тем давным - давно за библиотеками, как и за многими учреждениями культуры, была закреплена функция просветительства, от которой в последнее время почему-то стыдливо отказались и библиотековеды, и библиотекари - практики. Н.Е.Добрынина совершенно справедливо пишет, что на фоне расширяющихся информационных возможностей просветительская функция даже национальных библиотек вырисовывается гораздо отчетливее, становится весомее и нужнее . Она разводит понятия "информационная" и " просветительская" функции следующим образом: сущность информационной функции в фиксации и передаче сведений о документах с наибольшей полнотой для всех, кто испытывает в них потребность. В этом случае в спросе пользователей доминирует деловой мотив обращения. Объект же просветительской функции - личность с ее свободным, ничем не ограниченными интересами, часто недостаточно еще осмысленными и сформированными.
      Таким образом, информационная функция прежде всего направлена на удовлетворение читательских потребностей, просветительская же нацелена на их пробуждение и формирование. Особенно эта функция важна для библиотек, работающих с детьми, у которых в силу возрастных особенностей развития многие читательские потребности или не сформированы, или еще не осознанны. Библиотека также самостоятельно занимается обучением пользователей основам информационной культуры, культуры чтения.
      По мнению Н.В. Жадько, просветительская функция библиотеки как социального института, наряду с мемориальной, является родовой, определяющей специфику именно библиотеки, отделяющей ее от других социальных институтов. Н.В. Жадько предлагает разграничивать понятия библиотеки как социального института и как учреждения, причем для социального института употреблять сущностные характеристики (в том числе, функции), а для учреждения - деятельностные, включающие направления (информационное, образовательное, социализирующее); виды (создание, хранение, поиск информации); формы (информационное обслуживание, управление, комплектование фондов, хранение и т.п); методы (компьютеризация, принципы систематизации, методы информационного поиска, отбора информации, подготовки кадров и т.п.).
      Таким образом, по Жадько, просветительская функция, являясь сущностной характеристикой библиотеки как социального института, проявляется в образовательной деятельности библиотеки как учреждения, виды, формы и методы которой меняются в зависимости от изменения потребностей различных групп общества и требований времени.
      Ю.Н. Столяров считает, что понятие библиотека - учреждение - это всего лишь частный случай библиотеки, причем количественно эта часть наименьшая, а библиотека - это система, информационный институт, сущность которых в выполнении главной функции - документно-коммуникационной . Надо отметить, что Ю. Н. Столяров последователен в своих взглядах на библиотеку, но ранее он давал более расширенную трактовку библиотеки как социального института, "призванного обществом для сбора, хранения и передачи во времени и в пространстве материализованного в документе опыта", то есть практически - это и есть документно - коммуникационная функция, а можно с некоторой натяжкой сказать, кумулятивная и просветительская.
      В библиотековедении принято деление функций на социальные и технологические. Е. Селиверстова предлагает выделять главные (имманентные), основные (типообразующие) и производные функции библиотек. К главным, по ее мнению, относятся кумулятивная, мемориальная и коммуникативно-информационная функции. Главные функции присущи любой библиотеке и отличают ее от других социальных институтов, они определяются главной целью библиотечной деятельности - наиболее полное удовлетворение потребностей общества в документах.
      В основе типообразующих функций лежат читательские потребности, связанные с учебной, профессиональной деятельности или организации досуга. Эти функции лежат в основе деятельности разного типа и вида библиотек (научные, учебные, публичные и т.д.), доминирование одной из функций и создает определенный тип библиотек. К производным функциям относятся просветительская, воспитательная, производственная, рекреационная, гедонистическая. По мысли Е. Селиверстовой, набор функций для каждой библиотеки определяется следующим образом: это все три главные функции плюс основная - в зависимости от типа библиотеки, а также соответствующие производные функции в любом количестве, правда, делается очень важная оговорка: если имеются для этого соответствующие фонды и, добавим, ресурсы. Несмотря на то, что Е. Селиверстова относит просветительскую функцию к производным, она для публичных библиотек делает следующее очень важное замечание: " Нужно помнить, что никакие другие, кроме публичных библиотек, не смогут выполнить в библиотечной системе очень важные для общества функции - просветительные, воспитательные, гедонистические, рекреационные". Следовательно, для публичных библиотек именно эти функции переходят в разряд основных, типообразующих. Можно соглашаться или спорить с классификацией Е. Селиверстовой, но в основном, несмотря на некоторые противоречия, она достойна внимания. Действительно, функции библиотек прежде всего определяются, во-первых, пониманием сущности библиотеки - и здесь все исследователи сходятся во мнениях, а во-вторых, потребностями общества. И вот здесь начинаются расхождения, обусловленные многими объективными и субъективными причинами. Библиотеки, независимо от подчиненности и форм собственности, юридически отнесены к сфере культуры. Имеются ряд особенностей этой отрасли, выделяющие ее из ряда других отраслей: прежде всего в культуре важны не только и не столько конечные результаты, сколько условия их достижения. Учреждение культуры функционирует и развивается не столько в зависимости от спроса, сколько как объект его формирования , то есть способствует появлению, раскрытию и развитию определенных потребностей. Сфера культуры является подсистемой управления досугом, и это главная ее задача, информационные и особенно образовательные потребности удовлетворяются также и другими специфическими учреждениями и социальными институтами - учебными заведениями, средствами массовой информации, информационными организациями. Библиотека, таким образом, аккумулирует функции трех сфер, будучи отнесенной по своему правовому и экономическому статусу к одной из них - культуре. Если это правомерно по отношению к публичным библиотекам, то вряд ли отнесение к культуре идет на пользу специальным, учебным и библиотекам других систем и ведомств. Взять хотя бы те же учебные библиотеки. Они являются частью высшей, средней или специальной школы и в первую очередь, должны обеспечивать учебный процесс и жить по законам того учреждения, частью которого состоят. <…>


Наступна >
>>> Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | Повідомлення | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ: | >>> КОРИСНІ РЕСУРСИ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | >>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!

Новый сервис

   http://mysciencehighlights.org/ Мои научные новости -- уникальная возможность получать абстракты из полторы сотни англоязычных журналов по всем академ темам на имейл или посредством новостной ленты! Вам всего лишь необходимо зарегистрироваться,  указать тему,  ключевые слова,  и сведения о новых публикациях с высокой степенью ревалентности вам обеспечены! Информация о  ресурсе тут

ЗНАЙОМТЕСЬ:

Популярні
Інтернет-ресурси
Зараз на сайті:
Гостей - 124
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::
bigmir)net TOP 100