:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ:
>>> КОРИСНІ РЕСУРСИ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
>>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб
ФАЙЛИ
Контакт
ЗНАЙОМТЕСЬ:
>>> Ресурси холдінга

Дискуссионный клуб "Библиофан"
  Мои научные новости
  Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Открой для себя новую жизнь

  Мой дом

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

Зачем школьной библиотеке компьютер?

В статье обсуждаются проблемы компьютеризации школьных библиотек как составляющей части процесса модернизации системы образования. Должен ли быть компьютер в школьной библиотеке только средством автоматизации труда школьного библиотекаря или же основой для создания школьного информационного центра? Исходя из интересов учебно-воспитательного процесса, вторая задача является приоритетной. Однако этот вопрос лучше всего решать непосредственно школам, в каждом конкретном случае сообразуясь со своими собственными потребностями и наличествующими ресурсами.

 Найти ответ на этот, казалось бы, элементарный вопрос сейчас как никогда актуально в связи с массовым поступлением компьютерной техники в школы Украины. К сожалению, в школьные библиотеки эта техника практически не попадает. Библиотекарям приходится доказывать необходимость компьютеризации школьных библиотек, но не всегда это удается, ибо удовлетворительного ответа на вопрос – зачем школьной библиотеке компьютер – нет. Есть мнения.
 Согласно одному из них, компьютер в школьной, как и во всякой иной библиотеке, нужен для автоматизации библиотечных процессов: комплектования, каталогизации, книговыдачи, администрирования баз данных и т.п. При этом главным считается создание адекватной автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС).
 На самом деле АБИС системой не является. Это всего лишь программный инструментарий, с помощью которого создаются реальные библиотечные системы. Необходимо приложить немало усилий для того, чтобы возникла истинная автоматизированная школьная библиотечная система со своим специализированным программным, техническим, информационным и организационным обеспечением.
 Что касается специализированного программного и технического обеспечения (компьютеров), то здесь дело ясное. Их всегда можно купить. Хуже обстоит дело с информационным обеспечением. Его в нашей стране приходится делать самостоятельно силами библиотеки и для каждой библиотеки в отдельности потому, что в отличие от большинства развитых стран у нас отсутствуют соответствующие центры, оказывающие библиотекам необходимые услуги. Если речь идет о крупной университетской библиотеке, то проблем с адаптацией программного и созданием информационного обеспечения, как правило, не возникает. Но, если говорить о школьной библиотеке, где работает один библиотекарь, и то зачастую на половину ставки, то проблемы могут вырасти до непреодолимых размеров.
 Тем не менее, вопрос о специализированной АБИС для школ постоянно ставится на повестку дня. Высказываются даже мысли относительно того, что такими системами должны быть оснащены не только школьные библиотеки, но и методкабинеты муниципальных (районных, окружных) административных управлений образования.
 Более того, в России уже создана и активно распространяется автоматизированная информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек (АИАС «Школьная библиотека») . Она разработана на основе «Инструкции об учете библиотечного фонда», которая введена в действие приказом Министра культуры Российской Федерации в 2002 году. АИАС «Школьная библиотека» предназначена для комплексной автоматизации повседневной деятельности школьных библиотек, включая процессы учета библиотечного фонда, организации работы библиотек с пользователями и другими библиотеками, оценки состояния библиотечного фонда, определения потребности библиотеки в новых поступлениях, изучения читательского спроса, а также планирования работы библиотек на перспективу.
 Согласно другому мнению, компьютер необходим школьной библиотеке для организации в школе современного информационного центра. Это, в основном, связано с двумя аспектами.
 Во-первых, в мире появились и широко распространяются учебные пособия и материалы на новых, так называемых мультимедийных, носителях, где благодаря цифровому представлению информации удалось объединить текст, богатую цветную графику и анимацию на CD и DVD-дисках. В школьной практике появляются он-лайновые учебные программы и всевозможные тренажеры. Учащиеся с удовольствием пользуются этими средствами для углубленного изучения школьных предметов и индивидуального приобретения необходимых навыков. Это повышает мотивацию к учебе, способствует реализации новых парадигматических изменений в системе образования: индивидуализации и гуманизации процесса обучения.
 Во-вторых, реалии современного мира требуют, чтобы каждый ученик умел искать и находить в мировом информационном пространстве как можно более полную информацию по интересующему его вопросу с тем, чтобы глубоко изучить предлагаемый материал и выработать собственное мнение. Это во взрослой жизни поможет ему стать полноправным гражданином постиндустриального информационного общества. Для этого библиотекари проводят специальные уроки в школе, развивая у учеников необходимые навыки и прививая им вкус к информационной работе.
 Но и учитель должен иметь возможность доступа к мировым информационным ресурсам. Он должен уметь пользоваться электронными каталогами крупных публичных и научных библиотек, базами данных в Интернете. Для этого школьные библиотеки становятся абонентами электронных каталогов крупных библиотек, подписываются на электронные журналы, телеконференции и базы данных. Интернет и медиатеки в развитых странах давно уже стали неотъемлемой частью школьной библиотеки.
 В целом такие преобразования способствуют реализации принципиально новых школьных технологий, идей дистанционного обучения, открытого и непрерывного образования, получающих в последнее время широкое распространение в мире.
 При этом упор делается на изменении роли библиотекаря и уровня его профессиональной подготовки. Именно этой проблеме посвящено большинство публикаций по вопросам реформирования системы работы школьных библиотек в развитых странах. Некоторое время в зарубежной прессе шла активная дискуссия по вопросу специализации «библиотекарь-медиаспециалист» и «библиотекарь-педагог-медиаспециалист». Сейчас ряд зарубежных ассоциаций школьных библиотекарей уже принял соответствующие стандарты, определяющие роль и специализацию школьных библиотекарей в условиях компьютеризации школьных библиотек .
 Так что же такое компьютер в школьной библиотеке: средство автоматизации труда школьного библиотекаря или составляющая часть информационного центра?
 Другими словами, возможен ли современный информационный центр в школе без компьютера ? Нужен ли современной школе современный информационный центр, служащий как интересам школьников, так и потребностям учителей?
 Ответ на два последних вопроса совершенно очевиден. Что касается первого вопроса, то на него пока трудно дать однозначный ответ. Является ли автоматизация процессов библиотечной деятельности в школах первоочередной? Этот вопрос лучше всего решать непосредственно школам, в каждом конкретном случае сообразуясь со своими собственными потребностями и наличествующими ресурсами. Ведь опыт показывает, что на первых порах в условиях обычной школы попытки автоматизации библиотечного труда ведут не к сокращению трудовых затрат, а, наоборот, к их стремительному увеличению.
 Особый интерес в условиях Украины приобретает вопрос использования компьютеров в связи с поставкой в школы компьютерных классов. Такие классы представляют собой десяток персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть. К ним прилагается или предполагается прилагать в соответствии с новой программой обеспечения общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений современными средствами обучения по естественно-математическим и технологическим дисциплинам некоторое количество CD-дисков. С ростом количества CD-дисков при компьютерном классе может образоваться своего рода медиатека. Такие медиатеки, естественно, будут находиться в распоряжении учителей информатики.
 В то же время компьютеры с СD/DVD-дисками в конце концов начнут поступать и в школьные библиотеки, придет туда и Интернет. Следовательно, и там будут образовываться свои медиатеки. Это неизбежный мировой процесс. В результате можно будет встретиться с тремя следующими модельными ситуациями:
 • компьютерный класс и персональные компьютеры в библиотеке существуют независимо друг от друга;
 • компьютерный класс используется в первой половине дня для проведения уроков, а во второй – как составляющая часть библиотеки;
 • в школе существует единый информационный центр – при библиотеке.
 


< Попередня   Наступна >
Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ: | >>> КОРИСНІ РЕСУРСИ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | >>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!

 

http://mysciencehighlights.org/ Мои научные новости -- уникальная возможность получать абстракты из полторы сотни англоязычных журналов по всем академ темам на имейл или посредством новостной ленты! Вам всего лишь необходимо зарегистрироваться,  указать тему,  ключевые слова,  и сведения о новых публикациях с высокой степенью ревалентности вам обеспечены! Информация о  ресурсе тут

Зараз на сайті:
Гостей - 82
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::
bigmir)net TOP 100