:: Головна :: :: Пошта :: :: Пошук :: :: Оголошення :: :: Форум ::
Меню
>>> Головна
>>> Про проект
>>> ТЕМА ДНЯ
Повідомлення
>>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ:
>>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ
>>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ:
>>> КОРИСНІ РЕСУРСИ
>>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА
>>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ:
>>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ
>>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб
ФАЙЛИ
Контакт

Библиотека и молодежь
Бібліотекарі усіх країн - єднайтесь!
5Books: Все про книжки
Сельская библиотека БЛОГ Борисовской црб Минская обл. Республика Беларусь
>> Библио.net
>>Блог відділу мистецтв Тернопільської ОБД
>>Методична служба публічних бібліотек Києва
>>Могилянська Бібліотекарка
>>Записки рядового библиотекаря
>>Моя профессия - библиотекарь
>>Библиотекарша
>>Библиолента
>>Библиотека без барьеров
>>Неофіційний вісник ОУНБ
>>Электронный читальный зал
>>Я - бібліотекар
>>Дневники злой библиотечной девы
>>Инновации в библиотеке
>>Методист библиотеки
>>Мышь Библиотечная
>>Библиотеки. Региональные центры чтения
>>Бібліотечно-інформаційний центр «Слово»
>>Bibliomistok
>>Libr.Net
>>Бібтех
>>Пан бібліотекар
>>Блог библиотекаря
>>Библиотекарь Тимофеева
>>День за днём ...
>>Библиотечный калейдоскоп
>>Блог бібліотекаря Галини Симоненко
====================================
>>> Ресурси холдінга

Дискуссионный клуб "Библиофан"
  Мои научные новости
  Жизнь - это бесконечная череда мгновений
Открой для себя новую жизнь

  Мой дом

Вітаємо Вас на Бібліотечному інформаційно-освітньому порталі 

ТЕМА ДНЯ
100 идей: как повысить посещаемость

100 идей: как повысить посещаемость в следующем месяце
от детских библиотекарей Минска (домашняя работа школы резерва)
1. Переодеть сотрудников библиотек в героев интересных и популярных сказок.
2. Пойти с книжками в детские садики и школы.
3. Устроить вечерние чаепития с обсуждением прочитанных книг.
4. Организовать «Сказкотерапию» для самых маленьких.
5. Устроить цикл мастер-классов/ лекций по разным темам. Устроить при библиотеке бесплатные курсы чего-нибудь современного и очень крутого.
6. Интересно и необычно украсить здание библиотеки.
7. Арендовать библиотечный трамвай/ велосипед/ домик, который будет ездить по городу.
8. Раздать листики с рекламой в людных местах (раздать где-нибудь улыбки, сделанные из бумаги, и попросить эти улыбки вернуть в библиотеку).
9. Попросить читателей оставлять отзыв о книге в виде уголка-закладки.
10. Провести именины. Устроить выставку книг, посвященную историческим личностям, носившим определенное имя. Как вариант — день редкого имени.
11. Положить в книгу библиотечный лотерейный билетик и каждую неделю устраивать розыгрыши.
12. Открыть окна, чтобы было видно книжки.
13. Выставить в окна книжные новинки. Оформить окна под определенную пору года (весна — птицы, зима — снежинки, и т.д.).
14. Повесить над входом неоновую рекламу.
15. Оформить входные двери в виде открытой книги.
16. Подарить каждому пятому (десятому/сотому) посетителю подарочек.
17. Подарить каждому посетителю улыбку.
18. Нарисовать на асфальте недалеко от библиотеки следы, ведущие в библиотеку
19. Провести День читателя/ Месяц читателя. Празднично оформить библиотеку и раздать воздушные шарики.
20. Объявить, что в декабре каждый посетитель узнает в библиотеке одну ТАЙНУ! Тайну придумать позже.
21. Раздать рекламу с приглашением в библиотеку молодым мамам.
22. Напечатать закладки с анонсами мероприятий и вложить их в книги.
23. В книги вкладывать закладки со списком похожих книг.
24. Устроить внутри библиотеки награждение читателей по номинациям.
25. Устроить громкое чтение звезд в библиотеке.
26. Провести квесты по книгам.
27. Провести День самоуправления.
28. Спрятать рекламу в воздушные шарики.
29. Устроить громкие чтения в стационарах, лагерях.
30. Вести колонку библиотекаря в детском журнале.
31. Вкинуть листовки в почтовые ящики соседних домов.
32. Придумать и провести какое-нибудь мероприятие, после которого детям захочется взять книги.
33. Показать в библиотеке мультики.
34. Предоставить бесплатный Интернет в качестве поощрения за что-нибудь.
35. Установить в библиотеке качели.
36. Разрешить детям вырезать из списанных книг и журналов картинки (устроить конкурсы по составлению коллажей).
37. Поселить в библиотеке экзотическую зверушку или любого обычного зверька, провести мероприятия, посвященные питомцам.
38. Организовать среди детей кружок библиотекарей, попросить лучшего читателя провести экскурсию по библиотеке.
39. Недалеко от библиотеки устроить флешмоб на библиотечную тему.
40. Переделать абонемент в комнату ужасов.
41. Поставить в библиотеке макет танка, самолета, корабля, летающей тарелки.
42. Установить стену для рисования на ней маркерами или баллончиками.
43. Провести экскурсию по книгохранилищу и подсобным помещениям.
44. Устроить показательные выступления танцоров современных танцев.
45. Организовать при библиотеке интеллектуальный клуб.
46. Устроить в библиотеке вечер гаданий/ вызов духов Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.
47. Оформить в библиотеке выставку запрещённых книг.
48. Оборудовать в библиотеке места для удобного чтения — диван, гамак, кресло-качалку и т.д.
49. За несколько километров от библиотеки установить прикольный указатель «Библиотека там».
50. Организовать в библиотеке карнавал по мотивам популярнейшей книги.
51. Собирать читательский пазл: за посещение — детальку.
52. Дать возможность сидеть или лежать на полу или на пуфиках.
53. Создать коллекции комиксов и графических новелл, включая мангу.
54. Обучить основам бебиситтинга с младшими братьями и сестрами.
55. Задействовать в работе онлайн-репетиторство.
56. Организовать библиотечное радио.
57. Включить детские библиотеки в путеводители по городу.
58. Оборудовать читальный зал в детской комнате вокзала.
59. Отправить рассылкой по электронной почте информацию о мероприятиях в конкретной библиотеке.
60. Провести акцию «Стихи-пока-вы-ждете». Каждый посетитель, пока стоит в очереди, может заказать у поэта/ нескольких поэтов персональное стихотворение.
61. Сделать фотоальбом «Лучшие читатели библиотеки» или стенд «Лидеры чтения». Пример: лучшие читатели изображены на фотографии с книгой в руках и в интерьере библиотеки. К каждому снимку прилагается шуточная справка о прочитанных книгах, бережном отношении к ним, с какого года читает и т.д.
62. Оборудовать в библиотеке автомат по выдаче кофе, чая и шоколадок.
63. Организовать живые музыкальные концерты (рок, хип-хоп и др.). Иногда приглашать профессионалов, а иногда проводить выступления в жанре «ищем таланты».
64. Разрешить самым активным читающим подросткам поучаствовать в разработке дизайна помещения своей библиотеки.
65. Ввести «крутую и хипстерскую» униформу для сотрудников библиотеки.
66. Давать читателям во временное пользование велосипеды и шлемы на абонементе библиотеки.
67. Организовать необычные романтические встречи для влюбленных в библиотеке.
68. Пользоваться беспарольным Wi-Fi.
69. Пригласить молодых людей поучаствовать в отборе и приобретении литературы в книжных магазинах (на выставках) вместе с комплектаторами.
70. Организовать ночные библиотечные мероприятия, где читают книги, рассказывают страшные истории, показывают фильмы и костюмированные представления.
71. Соорудить «Reading Net» (сеть для чтения): большую сетчатую ткань, туго прикрепленную к перилам верхнего яруса библиотеки. В этом тканном и качающемся пространстве дети могут совместно делать уроки, читать книги, играть в игры. http://www.designboom.com/design/reading-net-turns-libraries-into-hanging-learning-labs-11?13?2013/
72. Использовать книжные стеллажи как игровую площадку: http://gizmodo.com/a-mountain-range-of-shelves-turns-this-kids-library-in-1456903298
73. Устроить чайную церемонию и насладиться исполнением народных японских сказок под аккомпанемент барабанов taiko.
74. Реализовать программу «Рисуем как Микеланджело». Детки рисуют, лежа на полу, на спине с кистями в руках на листах, прикрепленных к нижним сторонам столешниц библиотечных столов, имитируя потолочную роспись. http://www.libraryasincubatorproject.org/?p=10221
75. Использовать виртуальные книжные полки, установленные в вагонах метро, специально для обладателей смартфонов. Пассажиры читают на смартфонах первые 10 страниц какой-либо книги, представленной на виртуальной полке, позже, выйдя из подземки и ориентируясь с помощью навигатора своего мобильного устройства, могут отыскать ближайший филиал библиотеки, чтобы взять полный текст выбранной ими книги в твердой обложке.
76. Провести мероприятие «Разрушители Библиотечных Мифов». Во время проведения небольшие по численности команды подростков изучают различные библиотечные мифы, а затем делятся своими соображениями с другими членами читательских групп.
77. Реализовать программу для молодежи: «Подростки и мода». В библиотеке устраивается выставка эскизов одежды, которые получили наивысшую оценку подростков, участвовавших в программе. Прочие молодые посетители библиотеки могут голосовать за лучшие с их точки зрения образцы.
78. Задействовать «ужастики» в библиотеке: инсценировка, макияж и т.д.
79. Наладить сотрудничество «Библиотека + McDonald’s». При каждом заказе вручать рекламную продукцию библиотеки, которая расположена рядом.
80. Совместить прогулки по определенному маршруту, проложенному, например, в парке, и чтение. Ламинированные страницы (не промокающие) из детских книжек прикреплены на опорные столбики или деревья, стоящие вдоль пешеходной тропы. Число таких стоянок для чтения зависит от протяженности маршрута или количества книжных страниц. Как правило, следующая книжная страница видна с места нахождения участника прогулки, поскольку расстояние между столбиками или деревом не превышает 40 шагов.
81. Предоставить возможность получить в библиотеке во временное пользование не только печатные, но и электронные книги и планшеты.
82. Пригласить на один день знаменитость, которая становится библиотекарем.
83. Организовать акции вместе с книжными магазинами типа «Не хватает денег на книгу? Она есть в библиотеке» с выдачей адреса ближайшей библиотеки.
84. Взять на дом не только книги, но и настольные игры.
85. Снять клип известного певца или группы в библиотеке с указанием адреса библиотеки.
86. Вывесить фото знаменитостей, которые являются читателями библиотеки, со словами «Я здесь читаю», «Это моя библиотека».
87. Вручить молодым матерям при рождении ребенка «Пакет будущего читателя» с книгами, брошюрами и приглашением записаться в библиотеку.
88. Устроить лотерею в конце года среди записавшихся читателей, по итогам которой победитель сможет оказаться на съемочной площадке любимого сериала, программы и т.д.
89. Подарить читателям библиотеки возможность устраивать свадьбу и день рождения в библиотеке.
90. Предоставить каждой 50-ой (100-ой) читательнице бесплатный маникюр в книжном стиле в салоне в подарок.
91. Устроить читающей семье сезона фотосессию в подарок.
92. Организовать вечеринку в книжном стиле.
93. Побыть один день нетипичными библиотекарями: петь, разговаривать стихами или как Тофсла и Вифсла, или же молчать и писать записки, рисовать стрелки на полу и т.д.
94. Выдать читателям «Мешочки с историей» (книга, песенки, персонажи-игрушки).
95. Подготовить ящички для педагогов с методическими материалами и книгами.
96. Организовать библиотечки в приёмных кабинетах поликлиник и проч.
97. Наладить сотрудничество с семейными центрами.
98. Привлечь чтецов на общественных началах с организацией «Школы чтецов» при библиотеке.
99. Организовать экскурсию для деток из детских садов «На поезде по библиотеке».
100. Приготовить коробки ко Дню рождения (игры, книги, материалы для декорирования, диски с музыкой, формы для выпечки и пр.).

Источник: http://blog.childlib.by/ot-metodistov/100-idej-posesch/

Библиотекарь эпохи цифры: что должен знать и уметь?

Библиотекарь эпохи цифры: что должен знать и уметь?
     Возможность преобразования библиотек в значительной степени определяется профессиональной квалификацией бблиотекарей, их способностью воспринимать новые идей и решать возникшие задачи. Сегодня, однако, библиотечное сообщество в своей основной массе пребывает в состоянии растерянности, поскольку высокая интенсивность вызванных цифровыми технологиями изменения привела к тому, что подавляющее число библиотекарей не успевает, а значительная доля не в состоянии перестроиться в соответствии с новыми обстоятельствами. Требования к профессии, характер и содержание библиотечного труда кардинально изменились в течение всего лишь одного последнего десятилетия при том, что система подготовки кадров отрасли и кадровый состав в библиотеках остались прежними. Несоответствие уровня подготовки библиотекарей уровню задач современных библиотек вызывает растущее напряжение в отрасли. Именно поэтому одной из ключевых задач является разработка требований к библиотечной профессии в её новейшем воплощении, сопровождаемая чёткой системой оценки профессиональной пригодности библиотекарей.

     Определение ключевых компетенций современного библиотекаря с последующей разработкой методики их оценки должны основываться на цифровой информационной инфраструктуре, когда библиотека из "места для книг" превращается в "место для людей". Отправной точкой понимания учловий и задач и, соответственно, требований к библиотекарям должны служить реалии цифровой эпохи. Можно выделить следующие "родовые черты" цифрового общества:
* трансформация магистральных информационных потоков в ыифровую форму;
* резкое увеличение интенсивности информационных обменов в сочетании со значительным снижением качаства информации;
* нарастающая динамики изменений во всех без исклюсения сферах человеческой деятельности.
      Перечисленные моменты определяют задачи и одновременно формируют требования к деятельности бмиблиотек, на которую будет стабильный общественный спрос в обозримой перспективе.
      Естественным ответом библиотек на трансформацию информационных потоков в цифровую форму является реализация полного цикла библиотечного обслуживания (комплектование-хранение-выдачи-возврат) в электронном формате в удаленном и мобильном режимах. Это неминуемо приведет к коренной реорганизации всех процессов, связанных с обслуживанием фонда, где технические функции библиотекаря будут переданы комплексу аппаратно-программных средств. При этом библиотекари будут продолжать отбирать источники в фонд и рекомендовать читателям произведения, в наибольшей степени подходящие для их личностного развития или решения конкретной производственной, научной, образовательной или жизненнной задачи. В обобщенном виде обе эти функции могут быть сведены увважнейшей - оценке имеющихся информационных ресурсов, которая и становится основной задачей библиотек в цифровой среде.
      В условиях увеличения интенсивности и одновременного снижения качества информационных потоков неимоверно возрастет значение информационной грамотности. Если в доцифровую эру публиковать свои материалы могли люди,доказавшие свою интелектуальную состоятельность и обладавшие соответствующим мастерством, то сегодня таким правом обладает любой интернет-пользователь. Поколение, для которого с рождения нормой является сетевой способ обмена информацией, объективно утрачивает четкие ориентиры при оценке данных и, не обладая навыками анализа и отсева информации, неминуемо погружается в невежественное состояние. Непрекращающийся поток через сознание низкосортных, а зачастую и сознательно искаженных данных не приводит к развитию интеллекта человека. Именно поэтому второй по значению ключевой функцией библиотек становится воспитание и постоянное развитие информационной грамотности среди обслуживаемой аудитории.
      Следствием нарастания происходящих под влиянием цифровых приложений инновационных процессов во всех сферах деятельности явится растущий спрос на образование. При сокращении срока жизни основных производственных техноллогий большинству членов общества потребуется периодическое или даже непрерывное обучение с целью обретения новой квалификации. Обучение на протяжении жизни превращается, таким образом, из желаемого, но необязательного в прошлом условия успешности в ее обязательную составляющую. Как прозорливо заметил Элвин Тоффлер еще в 1970 г., "в ХХI в. неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться". (Тоффлер. Э. Шок будущего [Текст] ,Элвин Тоффлер ; [пер. с англ.: Е. Рудрнева и др.]. - М. : АСТ. 1008. - 557 с.)
      По этой причине третья ключевая функция библиотек цифровой среды заключается в предоствлении места и оборудования для самостоятельного обучения и переобучения граждан. А также библиотеки будут продолжать реализовывать просветительские программы, расчитанные на удовлетворение массовых и групповых образовательных интересов пользователей.
     Имея чёткие представления о ключевых функциях библиотек, несложно определить базирующиеся на них функции библиотекарей. В самом общем виде их можно обозначить следующим образом:
* осуществление информационного обслуживания граждан: подбор, рекомендации и предоставление каждому читателю информационных ресурсов, в максимальной степен и соответствующих его интересам;
* реализация программ информационной грамотности через текущее индивидуальное консультирование и проведение образовательных курсов для групп слушателей;
* создание комфортабельной среды для обучения и предоставление пользователям консультативной помощи при выборе и освоении ими учебных дисциплин.
      Из сказанного можно сделать вывод о профессиональных компетенциях библиотекарей, складывающихся из знаний, навыков и личных качеств (черт характера), которые порой именуются в литературе "поведенческими характеристиками".
_______________________
      Размышления о знаниях, необходимых библиотекарю эпохи цифровых коммуникаций, привели автора к глубокому убеждению, что основу профессии библиотекаря ХХI в. составляет широкая общекультурная подготовка, включающая глубокое знание литературы, искусства, истории, основ философии, психологии, педагогики и естественных наук. Требование это является обязательным условием выполнения библиотеками своей первой и главной функции, состоящей в оценке информационного массива как при изначальном комплектовании фонда, так и при подборе источников для конкретного читателя. Производить подобную оценку можно лишь на основе глубокого знания и понимания общей системы культурных ценностей. Не обладая этим качаством библиотекарь изначально является профессионально непригодным, поскольку сам превращается в слепого, который берется вести слепых с однозначно предсказуемыми последствиями. ("А если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму". Евангелие от Матфея, глава 15, стих 14.).
      Профессиональному библиотекарю должно быть обязательно присуще понимание организационной структуры информационной деятельности - знание того, как, кем и в каких целях создаются различные виды информационных продуктов. К этому вплотную примыкает понимание негативных последствий для личности и общества в целом пренебрежение требованиями информационной гигиены.
      Неотъемлемой компетенцией является знание системы законодательных актов, регулирующих использование интелектуальной собственности, а также твёрдое представление о правихах информационной безопасности. Завершает перечень необходимых библиотекарю знаний чёткое понимание роли и задач библиотек в современной информационной инфраструктуре.

      Среди практических навыков профессионального библиотекаря первичным являеися способность работать с основными видами цифровых устройств (сегодня это персональный компьютер, планшет, букридер и т.д.) на уровне эксперта. Цифровая подготовка должна позволять свободно обращаться с наиболее распространенными операционными системами и популярными прикладными программами. Именно за счет эффективного использования электронных приложений библиотеки в состоянии резко повысить  производительность труда, обеспечивая нынешний объем услуг силами меньшего числа сотрудников.
      К базовым компетенциям библиотекаря относится навык быстрого поиска и оценки информации. Консультирование пользователей требует хорошего письменного и устного коммуникативного навыка. Необходимость вести широкую просветительскую деятельность предполагает умение осуществлять преподавание по всему спектру вопросов информационной грамотности.
      В последнее десятилетие в качестве отдельного раздела профессиональных компетенций выделяются личные качества сотрудников, наличие или отсутствие которых оказывает ощутимое влияние на эффективность труда.
     Этим, в частности, подчёркивается изменение содержания библиотечной работы, которая сегодня выходит далеко за пределы традиционной обработки фонда или механически-пассивного обслуживания читателей. Для современных библиотекарей, призванных быть интеллектуальными лидерами и опережать обыденное сознание, наибольшее значение приобретают следующие личные качества:
* инновационность мышления;
* гибкость (адаптивность) мышления;
* нициативность и активная общественная позиция;
* лидерские задатки в сочетании с умением работать в команде.
      Все они в совокупности способствуют появлению у персонала стремления и способности к постоянному обновлению содержания работы библиотеки на благо её пользователей. Умение рассмотреть в круговерти будней зарождающиеся глобальные тенденции, вычленить важные, но пока слабо осознаваемые потребности аудитории, внедрить в библиотечную практику ещё вчера казавшиеся невозможными услуги - для всего этого неоюходимо иметь свежий взгляд на мир, желание и способность его преобразовывать.
      Подытоживая характерстику компетенций современного библиотекаря, нельзя не заметить, что по своим профессиональным и личным качествам библиотекарь цифровой эпохи отличаетсяя. а порой и являет прямую противоположность типичному библиотекарю прошлого и настоящего. И из аутсайдера системы цифровых информационных коммуникаций он должен превратиться в их эксперта, конснрвативность мышления должна уступить место инновационности, а  отсутствие инициативы и пассивный стиль работы замениться интеллектуальным лидерством. Именно поэтому перестройка библиотечного профессионального сообщества в соответствии с задачами библиотек завтрашнего дня является сложнейшей задачей, требующей глубокого понимания направлений эволюции библиотеки как социального института, знания форм и  методов оценки компетенций и переобучения персонала и твердой воли к осуществлению необходимых преобразований.
      Единственным моментом, который в некоторой степени облегчает решение обозначенной задачи, является тот факт, что цифровая эпоха требует гораздо меньшего числа библиотечных работников, чем было необходимо в предыдущие периоды.
      Сокращение трудоёмких процессов за счет использования специализированных аппаратно-программных комплексов объективно сократит общее число библиотекарей, позволяя оставшимся практически полностью сосредоточиться на выполнении творческих и гораздо более серьёзных и ответственных задач, чем это имело место в предшествующий период. В таком виде библиотечная профессия претендует на звание одной из самых престижных и, соответственно, высокооплачиваемых сфер занятости эпохи цифровых коммуникаций.

В. К. СТЕПАНОВ,   http://www.vadimstepanov.ru 
  Опубликовано в журнале Современная библиотека. – 2014. – № 10. – С. 22-25.

< Попередня   Наступна >
>>> Головна | >>> Про проект | >>> ТЕМА ДНЯ | Повідомлення | >>> БІБЛІОТЕКИ УКРАЇНИ: | >>> УКРАЇНІСТИКА за КОРДОНОМ | >>> УКРАЇНОМОВНІ ТВОРИ: | >>> КОРИСНІ РЕСУРСИ | >>> СУЧАСНА БІБЛІОТЕКА | >>> З ТВОРЧОГО ДОРОБКУ: | >>> ЧИТАЛЬНИЙ ЗАЛ | >>> ИГРОМАНИ. Дискусійний клуб | ФАЙЛИ | Контакт |
Підпишіться на новини!

Новый сервис

   http://mysciencehighlights.org/ Мои научные новости -- уникальная возможность получать абстракты из полторы сотни англоязычных журналов по всем академ темам на имейл или посредством новостной ленты! Вам всего лишь необходимо зарегистрироваться,  указать тему,  ключевые слова,  и сведения о новых публикациях с высокой степенью ревалентности вам обеспечены! Информация о  ресурсе тут

ЗНАЙОМТЕСЬ:

Популярні
Інтернет-ресурси
Зараз на сайті:
Гостей - 45
 
 
©Copyright 2005-2007 Бібліотечний інформаційно-освітній портал
Використання інформації з рекламних та інших матеріалів цього сайту для передруку, внесення в бази даних для подальшого комерційного використання, розміщення матеріалів в ЗМІ та мережі інтернет можливе лише за умови розміщення прямого посилання на сайт http://www.librportal.org.ua

:: up::
bigmir)net TOP 100